8875

Наркомафия внутренних дел

В понедельник, 26 августа, в Костанае перед судом предстанут 16 обвиняемых по громкому уголовному делу о наркомафии. Большая часть из них - десять человек - “кураторы”, бывшие люди в погонах, которые активно помогали преступникам. Им предъявлены обвинения в превышении должностных полномочий и пособничестве незаконному наркобизнесу, однако непосредственными участниками мафии их все же не считают. Наш корреспондент ознакомился с обвинительным заключением по этому уголовному делу.

В Костанае прежде не бывало, чтобы целую группу служак уличали в том, что они действовали в интересах ОПГ, водили личное знакомство с руководителями, вызволяли из цепких лап коллег задержанных наркосбытчиков, уводили их от ответственности, сообщали членам мафии о готовящихся спецоперациях…
Газета “Время” первой сообщила своим читателям о раскручивании этого дела еще в конце прошлого года (см. “Вернемся к нашим баронам”, “Время” от 15.11.2012 г.). На тот момент полный круг подозреваемых еще не был очерчен. Однако сегодня мы уже можем перечислить фамилии тех, кто вот-вот предстанет перед судом: оперуполномоченный группы организации “А” управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Костанайской области Дмитрий ЦОЙ (32 года), старший оперуполномоченный группы по борьбе с наркобизнесом ОВД Костанайкого района Арман БОЗБАЛИН (33 года), старший оперуполномоченный отделения криминальной полиции (далее - ОКП) линейного отдела внутренних дел на станции Костанай Серикжан МУХАМЕДЖАНОВ (31 год), оперуполномоченный ОКП Центрального отдела полиции УВД Костаная Риваль ГАЗИЗУЛИН (28 лет), старший оперуполномоченный ОКП центрального отдела полиции УВД Костаная Нурлан АЛЬМАГАМБЕТОВ (26 лет), старший оперуполномоченный зонально-территориальной группы отделения КП Южного отдела полиции УВД Костаная Джангельды ИРКЕБАЕВ (30 лет), старший оперуполномоченный группы “А” обеспечения отделения КП Северного отдела полиции УВД Костаная Самат ЕРМАГАМБЕТОВ (33 года), оперуполномоченный группы по раскрытию имущественных преступлений отделения КП Южного отдела полиции УВД Костаная Толеген НАУРУЗБАЕВ (24 года), оперуполномоченный зонально-территориальной группы отделения КП Центрального отдела полиции УВД Костаная Ермек УРАЗАКОВ (25 лет), младший опер­уполномоченный группы криминального розыска отделения КП Южного отдела полиции УВД Костаная Нурсултан ШУПОВ (22 года).
А у собственно мафии - женское лицо. Все шестеро членов и руководителей ОПГ - представительницы прекрасного пола. Делами заправляли 55-летняя Резида АСЫЛБАЕВА, 52-летняя Алевтина ПЕТРЕНКО и 51-летняя Надежда КИСЕЛЁВА. Активными участниками группы считают Любовь ОСЕННИКОВУ (58 лет), Полину СЕРЕДЁНКОВУ (34 года), Олесю ЧЕБУНИНУ (33 года).
На первый взгляд получается эдакий матриархат. Но на самом деле опэгэшницы ментами не управляли. В материалах дела есть любопытный эпизод, раскрывающий суть их взаимоотношений. Одна из главных обвиняемых Надежда Киселёва рассказывает, что была вынуждена платить одному из служивых по 10 тысяч тенге еженедельно. Деньги эти брал человек по кличке Кореец. При первой встрече он “отжал” у нее 20 тысяч. Объяснил, что это вступительный взнос, который “обычно всегда платился каждому сотруднику полиции после знакомства”. Впоследствии Кореец стабильно звонил своей “партнерше по бизнесу” и, договорившись о встрече, лично получал деньги. Обычно в целях конспирации они передавались при рукопожатии… Однажды Киселёва сказала Корейцу, что денег нет, так как раздала их другим полицейским, и попросила об отсрочке. Кореец страшно разозлился и пригрозил привлечь ее к ответственности за распространение героина. На следующий день он популярно объяснил барыге: “Мы вас не крышуем, а просто не трогаем, и за это надо платить деньги без задержек, регулярно”. В конце разговора Кореец написал на сотовом телефоне цифры: “30 000” и потребовал передать их сейчас же. Киселёва возразить не осмелилась…
Полицейские не гнушались не только деньгами. Брали свое даже наркотиками. Регулярно они получали свертки с дозами героина. Впоследствии они их перепродавали либо использовали в своей работе для организации подстав. В ходе множества очных ставок “бегунки” (так называют распространителей зелья) подтвердили аналогичные показания и опознали сотрудников полиции как лиц, которым передавались деньги и наркотики. Между прочим, некоторые члены ОПГ в своих показаниях называют полицейских не иначе как “бегунками”…
Почти тысяча страниц обвинительного заключения содержит массу картинок о жизни костанайской наркомафии. Кстати, среди ее членов затесался даже гражданин Израиля (кличка Миша-еврей), однако в ходе расследования он вместе с двумя десятками своих “коллег” был освобожден от уголовного преследования “в связи с деятельным раскаянием”. Показания этих людей во многом помогли следователям ДКНБ по Костанайской области благополучно завершить расследование громкого дела. Перетрусившие “шестерки” наговорили столько, что подсудимые вряд ли смогут отмыться. Тем временем встает другой вопрос: как долго теперь придется обелять честь мундира действующим сотрудникам полиции, чьи экс-коллеги оказались замешаны в столь неприглядных делах?
Листая страницы обвинительного заключения, диву даешься, насколько криминализовано было все вокруг и даже в среде упомянутых в нем людей. Взять хотя бы то, как они называют друг друга: Костя Коба, Шаман, Жиж, Мармониха, Пятак, Баламут, Пельмень, Виталя Толстый, Ольга-Флешка… Разве что Маньки-Облигации там не было! Клички атаманш - под стать рядовым членам мафии: Маржаниха, Арбузиха, Петрениха. Клички оперов ничем не лучше: Альмагамбетов звался Кубой, Бозбалин - Кинотеатром, Мухамеджанов - Железкой… Прочие - Шапокляк, Пивнушка, Косолапый, Армяшка, Папа, Рыжий и даже Мурка!.. Все они, кстати, стояли в очереди за мздой. Так, известно, что в середине месяца выплачивались деньги Инженеру, в конце - Папе, которого некоторые свидетели считают “самым большим сотрудником ДВД”, имевшим контакты с мафией. И которого, по нашим сведениям, нет среди подсудимых…

Это уголовное дело еще долго будет считаться одним из главных блюд на костанайском информационном столе. Будет к нему и гарнир: например, ожидающееся отдельное решение по двум уголовным делам в отношении костанайца по фамилии СИДОРОВ, которого постигла психическая болезнь. А еще Альмагамбетов-Куба после суда над наркомафией будет отвечать за обнаружение в его квартире “документов, носящих секретный характер”. Но интереснее всего узнать, закончится ли чем-нибудь история с выделенными в отдельное производство материалами “в отношении неустановленных лиц, осуществлявших поставки героина организованной преступной группе”. Ведь понятно, что Маржаниха с Арбузихой и Петренихой - далеко не главные главари в этой мафии. А героиновая дорожка, судя по показаниям всех, кто имеет отношение к делу, ведет в Астану. Другой вопрос - хватит ли силовикам силы и воли, чтобы проследить все звенья преступной цепи…
Сенсационные подробности прочих событий, нашедших отражение в обвинительном заключении по уголовному делу о костанайской наркомафии, мы сообщим в ближайшем выпуске газеты “Время”. Наши читатели узнают, кто из преданных суду мафиози давал наркотики своим детям, кто попытался сунуть крупную взятку сотрудникам ДКНБ, как и кто спасал от тюрьмы барыг и сколько стоили эти услуги…

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

22.08.2013

Поделиться
Класснуть