Где зам - там и Сам?
Экс-главу Карагандинского УБОП обвиняют в фальсификации доказательств
В скандальном деле о подбросе наркотиков карагандинцу Адильмурату МАЖЕНОВУ появился новый фигурант. Оказалось, под следствие попал не только заместитель начальника управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) ДВД Карагандинской области Кенжетай АТАГУЛОВ (на правом снимке) (см. “Ночь опера”, “Пусть теперь докажет”, “Время” от 26.1 и 20.3.2013 г. ). В минувшую среду обвинительное заключение было предъявлено экс-главе карагандинского УБОП Талгату АКШАЛОВУ (на верхнем снимке), который ныне служит главным оперуполномоченным по особо важным делам в комитете по борьбе с наркобизнесом МВД РК. Интересно, что за день до этого спецпрокуроры отказались от претензий к Акшалову, извинились за необоснованные обвинения и отправили дело в суд. А затем почему-то резко передумали...
Вкратце напомним: летом 2007 года Адильмурата Маженова задержали неподалеку от Балхаша. В кармане его шорт нашли пакетик с героином. Он провел за решеткой 159 дней, затем суд отправил дело на доследование, а Балхашская прокуратура позже прекратила уголовное преследование за отсутствием в его действиях состава преступления. Маженов сумел добиться от государства выплаты компенсации - 500 тысяч тенге - за незаконное содержание под стражей. А в начале этого года управление спецпрокуроров Карагандинской областной прокуратуры по заявлению Адильмурата возбудило уголовное дело против Кенжетая Атагулова, который шесть лет назад работал простым оперуполномоченным в УБОП. Именно Атагулов, как утверждает потерпевший, подкинул ему наркотики.
Родственники и защитники арестованного полицейского недоумевали: почему именно он? Ведь в операции по задержанию Маженова участвовали несколько сотрудников ДВД области и Балхашского ГОВД. По идее, все они должны были разделить участь Кенжетая. К ответу можно было бы призвать и балхашских прокуроров, с подачи которых Маженову санкционировали арест и которые потом поддерживали обвинение по его делу в суде. Однако у следствия нашлись претензии только еще к одному участнику тех событий - Талгату Акшалову. Выяснилось, он тоже принимал самое непосредственное участие в захвате Маженова. И не только его.
В постановлении о привлечении сотрудников УБОП к уголовной ответственности за подписью руководителя следственной группы Карагандинской областной прокуратуры К. БЕКЗАТОВА сказано, что в феврале 2007 года Адильмурат был поставлен на спецучет как член организованной преступной группировки (ОПГ) Сагитова. При этом, по мнению следователя, официально в каких-либо преступлениях, совершенных в составе этой ОПГ, он не был уличен. А поступающие оперативные сообщения о якобы противоправной деятельности Адильмурата сотрудниками УБОП не проверялись. Несмотря на это, начальник управления по борьбе с оргпреступностью Акшалов и его подчиненный Атагулов решили задержать уже известного читателям Маженова, а также его приятеля - некоего Д. РАХМЕТОВА. По версии следствия, полицейские таким образом хотели извлечь выгоду для себя и своего ведомства, а именно - искусственно улучшить показатели борьбы с огрпреступностью. Исходя из материалов уголовного дела Акшалов и Атагулов распределили между собой роли и вступили в сговор с целью подбросить Маженову наркотики. Правда, откуда у борцов с оргпреступностью появился героин, следствие так и не выяснило...
Между тем Талгат Акшалов проходит по делу как организатор запланированных преступлений. Как установили спецпрокуроры, он изготовил подложный документ - письмо на имя начальника ГОВД Балхаша Евгения КИЯКИНА. В нем сообщалось, что Маженов и Рахметов, находясь в Балхаше, налаживают наркотрафик между северными и южными регионами Казахстана, а также сбыт наркотиков лицам, находящимся в местах лишения свободы. Кроме того, в письме содержалась просьба о содействии в задержании подозреваемых. Акшалову даже удалось выпросить у своего руковод-
ства для участия в спецоперации четверых бойцов спецподразделения “Арлан”. В итоге группа захвата из десяти человек повязала Маженова и Рахметова одновременно. И у обоих нашли в карманах героин.
Прокуроры пришли к выводу, что сфальсифицированные сотрудниками УБОП доказательства повлекли за собой тяжкие последствия для задержанных. В итоге Атагулову вменили в вину злоупотребление должностными полномочиями и сбыт наркотиков. А его экс-руководителю Акшалову - соучастие в этих преступлениях в качестве организатора и вдобавок статью 314 (подлог документов).
Последний в отличие от Атагулова сейчас не парится в СИЗО, а ходит на воле под подпиской о невыезде. От общения с прессой Талгат Маратович пока воздерживается. Известно лишь, что своей вины он не признает и от дачи показаний во время предварительного следствия отказался. К слову, в постановлении о прекращении уголовного дела в отношении Акшалова вины его не усматривалось. Неужто уже на следующий день следствие раздобыло какие-либо веские доказательства обратного? Нет, свежих данных в обвинительном заключении не появилось. О том, что это вдруг прокуроры поменяли точку зрения, теперь можно только догадываться...
Впрочем, адвокат Кенжетая Атагулова Гульнара СУЛЕЙМЕНОВА возмущена не только этим.
- Я первый раз сталкиваюсь с подобным! - возмущается она. - Мне непонятно, как прокуроры могли передать дело в суд, а затем забрать его обратно, чтобы выдвинуть обвинение против Акшалова - УПК РК такого не предусматривает. Если дело поступило в суд, то в суде и должны рассматриваться какие-либо изменения. Между тем накануне этих событий меня принял прокурор Карагандинской области Аскар СЕКИШЕВ. У меня был ряд жалоб на сотрудников спецпрокуратуры, которые расследовали дело. Некоторые из них оказались нерассмотренными, поэтому мне пришлось обращать на них внимание прокуроров через суд. Теперь они обязаны исполнить решение суда и предоставить мне ответы на жалобы. Во время встречи Секишев отметил, что прокуратура не может давать ответы, так как уголовное дело Атагулова и Акшалова уже находится в суде. А когда я обратилась в канцелярию суда, мне сообщили, что прокуроры забрали все материалы обратно.
Адвокат Сулейменова рассказала: сторона защиты пыталась дать отвод проводившему расследование спецпрокурору Бекзатову. Подняв дела, которые он вел ранее, защитники выявили любопытные факты.
- В двух делах фигурировали свидетели под псевдонимами, - говорит Гульнара Сулейменова. - Позже в судах выявлялось, что одни и те же люди выступали свидетелями открыто и одновременно проходили по делу засекреченными свидетелями. То есть один и тот же человек давал показания дважды! Видимо, чтобы “укрепить” доказательную базу... Мы опасаемся, что и у нас пойдет все по схожему сценарию. Ведь кроме голословных обвинений Маженова и Рахметова иных доказательств вины Атагулова мы не видим. Дело, на мой взгляд, очень странное. Хочу еще раз отметить, что Адильмурат Маженов не был оправдан судом. Балхашский горсуд отправил дело на доследование не потому, что сомневался в его виновности, а по инициативе прокуратуры, которая намеревалась предъявить Маженову более тяжкое обвинение и проверить его причастность к убийству журналистки газеты “Закон и правосудие” Оралгайшы ОМАРШАНОВОЙ. Но в итоге прокуратура сначала сама ходатайствовала о смене санкции для Маженова с ареста на более мягкую. А потом и вовсе прекратила уголовное дело в отношении него за отсутствием состава преступления. Потому что прокуроры не видели дальнейшей судебной перспективы. И никакого дополнительного расследования не проводилось. А ведь это неисполнение решения суда!
Обо всем этом и других аргументах в пользу сотрудников УБОП адвокаты будут говорить в суде.
Ирина МОСКОВКА, фото автора и Валерия КАЛИЕВА, Караганда
Когда верстался номер
Нашему корреспонденту позвонил Шаймурат МАЖЕНОВ, брат проходящего по делу потерпевшим Адильмурата. Напомним, в полицейской базе данных он значится членом ОПГ по кличке Шах. В январе, когда решался вопрос об аресте Атагулова, коллеги подполковника сообщили, что эта преступная группировка промышляет кражей барсеток и ценных вещей из автомобилей.
- Я не барсеточник, - заявил в телефонном разговоре Шаймурат Маженов (при этом он не стал отрицать, что все же состоит на спецучете). - О том, что меня причислили к членам ОПГ, я узнал, когда началось противостояние с Атагуловым. Спецпрокурор Бекзатов, с которым я общался на эту тему, в своем постановлении указал, что на учет моего брата и меня поставили необоснованно. Потому что против меня нет доказанных фактов преступлений.
25.06.2013