11610

Цена жизни - кружка пива

Тараз бурлит. Горожане и интернет-сообщество обсуждают бессмысленное жестокое убийство хозяина “летника” “Пивной бочонок” Камиля АСАДУЛИНА (на верхнем снимке) и взывают к полиции о привлечении к ответственности виновных.

Вот уже полторы недели ворота дома №96 по улице Аскарова не запираются. Сюда идут и идут люди, чтобы выразить соболезнование семье, потерявшей сына, мужа, брата, племянника, а также справиться о здоровье главы семьи Мухамеда АСАДУЛИНА (на правом снимке), находящегося сейчас в нейрохирургическом отделении горбольницы №1 с тяжелой травмой головы.

Наиля Рашидовна, хозяйка дома, в который раз прокручивает в голове события той страшной ночи, пытаясь отыскать момент, когда еще можно было что-то изменить, остановить, исправить - и не находит. Нет, не мог он, ее сын, поступить по-другому. Когда пьяные молодчики ломились в деревянные ворота с криками, что, мол, сейчас вас будем убивать, и прогибались доски, и плясало подпирающее их бревно, а за воротами стояла она с мужем, только что перенесшим инсульт, да сноха на восьмом месяце беременности с двухлетней дочкой, да несколько человек персонала кафе - в основном молодые девчата, мог ли Камиль с его характером отсиживаться в осаде? Да, характер у Камиля был известен всей округе. Есть люди - они, как маленькие солнышки, всем светят и всех согревают. Таким был Камиль Асадулин.
- Золотой парень! Его все знали, все любили. Потому что это всегда был очень гостеприимный татарский дом, - не сдерживает слез тетя Камиля Саида ИЗЮМОВА. - Здесь постоянно было много народу. Камиль дружил со всеми. Нас с детства воспитывали в том духе, что никакого национального деления быть не должно. Например, у Аиды, сестры Камиля, муж - англичанин, жена у Камиля - русская, у них очень много друзей-казахов.
Чистый, светлый, добрый, отзывчивый… характеризуют Камиля все, кто его знал. Присутствовала в нем какая-то взрослая мужская ответственность за близких, заставившая его, несмотря на сравнительно молодой возраст - 24 года, - искать на-
дежный источник
дохода. Вот он и организовал небольшой семейный бизнес - летнее кафе “Пивной бочонок”. В феврале только начал строительство - прямо во дворе своего дома, а 15 мая уже открыл кафешку. Весть о вкусных Камилевых шашлыках и всегда свежем пиве быстро разнеслась по городу, потянулись посетители - в основном солидные, степенные люди, любители спокойного отдыха. Собственно, другой контингент сюда и не приходил, и потому компания из четырех молодых людей, забредшая в “Пивной бочонок” в ночь на 3 июня, сразу обратила на себя внимание. “Ого, - хмыкнул Камиль, - чувствую, придется нам сегодня вызывать охрану…”
Дело в том, что эта четверка уже находилась в изрядном подпитии. В каждом жесте чувствовалось какое-то возбуждение и плохо скрываемая агрессия. Потом, кстати, выяснилось, что парни возвращались с беташара. Видимо, не дошли там до нужной кондиции, вот и решили “догнаться”. Заказали в общей сложности 12 кружек пива.

В полночь народ стал расходиться. Это было обычное для “Пивного бочонка” время завершения работы. То есть посетители еще допивали и доедали, но заказы уже не принимались, и официанты обходили столики, предупреждая о закрытии. Подошли и к загулявшей компании, предупредили, что пива больше не нальют, и принесли счет. Те счет оплатили, но уходить не торопились. Официантка Настя обратилась к ним второй раз, мол, время, ребята. И нарвалась на грубость. Тогда вмешался бармен: “Извините, молодые люди, но мы закрываемся”. И услышал в ответ: “Пошел вон, сколько захотим, столько и будем сидеть! А ну, быстро принеси нам сигареты!”.
Это, конечно, попахивало хамством. Тут уже сам Камиль поспешил улаживать обстановку. Начал в своем духе - тактично, вежливо: “Мужики, вы же хорошо посидели, отдохнули, давайте-ка уже по домам!”. В ответ раздался отборный мат. И обидная фраза: “Построили на нашей земле кафе и нас же выпроваживаете?!”.
Алкоголь, видимо, сильно помутил разум этой четверки. Они уже плохо понимали, что делают: матерились, угрожали. Подоспевшая охрана вывела дебоширов за ворота, однако те снова забежали во двор. Их снова выставили. Проснувшийся от этого шума 53-летний отец Камиля закрыл ворота на щеколду.
И началось! На дощатые ворота обрушился настоящий камнепад. Огромные булыжники перелетали через забор, доски ходили ходуном. Чувствовалось, что скандалистов уже не четверо, а гораздо больше. Ругательства, угрозы, националистические выкрики…
- Это особенно возмутило папу - то, что эти буяны стали сеять межнациональную рознь, - рассказывает Виктория АСАДУЛИНА, вдова Камиля. - Мухамед Рафикович, воспитанный в советском духе, всегда ратовал за дружбу и терпимость, а тут пошли такие высказывания… В то же время он удерживал Камиля, которого бузотеры явно провоцировали криками: “Если ты не трус, выходи!”. И в какой-то момент Камиль не выдержал: видя нас, перепуганных женщин, слыша плач дочки…  он резко отодвинул щеколду и выскочил за ворота.
За ним, опираясь на тросточку, засеменил парализованный отец. Но ничего не успел ни сказать, ни сделать. Сильнейший удар по голове сбил его с ног. Когда Мухамед Рафикович очнулся, понял, что лежит на асфальте в луже крови. А чуть поодаль - его сын. Без признаков жизни…

Через полчаса Асадулина-старшего с открытой черепно-мозговой травмой увезла “скорая”. Операция по трепанации черепа длилась четыре часа. Он долго приходил в себя и похоронить сына, естественно, не смог.
Похороны прошли 5 июня. И людей было столько, что казалось, не простого парня хоронят, а какого-то большого начальника. Плакали даже мужчины.
Полиция меж тем сработала четко и задержала по горячим следам двух участников преступления: 29-летнего Куаныша КАЛЫМБЕТОВА, - служащего по контракту командира отделения войсковой части №85395 регионального командования “Юг”, и безработного Берикхана УМИРАЛИЕВА. Первому предъявлено обвинение в хулиганстве, второму - в умышленном убийстве. Оба уже арестованы. Ориентировка дана еще на четверых, скрывающихся от преследования. Это Саят ДАНЕБЕКОВ, Абзал РАХМАНБЕРДИЕВ, Жексен УЫЗБАЕВ и Ерзат БЕГИМБЕТОВ. Всем им по 26-28 лет. Часть из них проживает в Таразе, другая - в Жамбылском районе. Однако все очевидцы преступления уверяют, что был еще седьмой участник. Причем наиболее дерз­кий.
- У него запоминающаяся внешность: узкое лицо и светлые глаза, - говорит шашлычник кафе Андрей РУСАКОВ. - Но почему-то нигде он не фигурирует.
А сестра Камиля Аида АСАДУЛИНА видела парня с такой внешностью на фотографии, лежавшей на столе у одного из полицейских.
- Говорят, что этот седьмой - чей-то сынок, потому его и не “светят”, - сокрушается Наиля Рашидовна.
Следствие только началось. И хочется верить, что будет оно объективным и накажут всех, кто совершил это дикое преступление.
А кафе “Пивной бочонок” обязательно заработает. Только будет оно называться “У Камиля”. Так решила Виктория:
- Я хочу, чтобы сюда по-прежнему приходило много людей, звучала музыка и все бы отдыхали от груза проблем этой нелегкой жизни.

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz, фото Ольги ЩУКИНОЙ

Поделиться
Класснуть