Кордайские пленницы
Похищение невест в современном варианте вовсе не похоже на сценарий комедии “Кавказская пленница”, скорее, на плохой детектив. В селах Сортобе, Масанчи и других местах компактного проживания дунган в Кордайском районе похитители охотятся за… школьницами!
Свежая зелень чесночных полей, бесконечные огороды, стройные молодые тополя - это дунганская вотчина. Здесь в некоторых селах Кордайского района проживают практически только дунгане, а всего их в данном районе около 40 тысяч. Скромный, трудолюбивый народ со своим жизненным укладом с присущими ему основательностью и патриархальностью. И… религиозностью. 22 мечети в трех чисто дунганских селах - факт говорит сам за себя. Из окна машины видим женщин в платках, мужчин в белых мусульманских тюбетейках и бородачей в характерных одеждах.
А едем мы в село Сортобе по письму сельчанина Сулеймана МУСАРОВА (на верхнем снимке). Человек обратился в корпункт газеты “Время” с просьбой разобраться, почему полиция бездействует в отношении похитителей его несовершеннолетней дочери. Девочку украли 29 июля 2012 года взрослые парни, один из которых выставлял себя ее женихом. И при этом засыпал своего предполагаемого тестя оскорбительными эсэмэсками. Шестнадцатилетняя “невеста”, наотрез отказавшаяся связывать себя брачными узами с грубияном, была возвращена через три дня. В целости и сохранности, но… в шоковом состоянии.
У нее и сейчас глаза на мокром месте.
- Сильно переживает, - вздыхает Сулейман. - Не выходит на улицу, бросила школу. И я не знаю, как ей объяснить, почему люди, которые довели ее до такого состояния, спокойно ходят по селу, уверенные, что за содеянное им ничего не будет.
…Историю своего похищения Малика (имя героини изменено) вспоминает как дурной сон. Но начиналось-то, конечно, романтично. Ей на сотку позвонил незнакомый парень: “Новенькая?”. Она как раз только пришла в девятый класс сортобинской школы после переезда семьи из киргизского города Токмака.
- …Стал говорить мне, что он прямо такой красавчик - все девчонки по нему сохнут. А я ответила, что никогда не сохну из-за парней и что мне больше нравится читать книги, петь и танцевать.
Девятнадцатилетнего Рамазана ХИЮ (так зовут нашего “героя”), это, видимо, сильно удивило. Он проявил настойчивость, и стали они дружить. Подписывали друг другу открытки с сердечками, дарили подарки. Однако вскоре их отношения дали трещину. Рамазану очень не нравилась общественная жизнь его подруги. Особенно то, что она участвовала в школьной художественной самодеятельности.
- Я должна была выступать в роли Снегурочки на новогоднем балу, - рассказывает Малика. - Рамазан был категорически против. Пришел на репетицию, устроил скандал: “Я сказал, не будешь выступать!” - “Нет, буду!”. И тогда он ударил меня по лицу. Меня никто никогда не бил. Я заплакала и пошла домой… Понимаете, у них в семье такие устои: читают намаз, женщины ходят в платках. Я ему говорила не раз, что я - другая, хочу учиться, поступить в институт, стать врачом. Рамазану все это не нравилось. “Можно ведь измениться”, - убеждал он.
Видя, что убеждения не помогают, настырный ухажер перешел к решительным действиям. Теплым июльским вечером он организовал похищение школьницы!
- Я вышла в туалет, он подкрался сзади, схватил меня, потащил к машине, впихнул на заднее сиденье, - продолжает Малика. - Я плакала, кричала, просила отпустить домой, к маме. В машине находились его друзья Рустам ХИШАНЛО и Латиф МАДЫНОВ. Повезли меня в сторону села Масанчи, там возле какой-то стройки пересадили в другую машину, где за рулем сидел уже новый водитель. Потом автомобиль сменили в третий раз. Привезли меня в дом одного из приятелей Рамазана, завели в помещение и заперли дверь снаружи. Я стала все разбрасывать в комнате: подушки, вещи, предметы на столе…
- Как Нина из “Кавказской пленницы”?
Малика улыбается сквозь слезы:
- Да, я сорвала занавеску - и увидела, что окно зарешечено. Тогда взяла в руки утюг и сказала Рамазану: “Приблизишься - ударю!”.
В ответ он достал ручку, бумагу … кухонный нож и потребовал, чтобы я написала расписку, что приехала с ним сюда добровольно. Иначе, пообещал, убьет меня и себя. Я скомкала бумагу и вместе с ручкой запустила в него.
Тут подтянулись друзья Рамазана, долго решали между собой, что делать с несговорчивой “невестой” и не пора ли возвратить строптивицу домой, где ее уже хватились и ищут. Но возобладало мнение, что девчонку надо еще повозить по тайным адресам, может, одумается. Следующая остановка была в Кордае в съемном доме, затем в селе Карасу. К “эскорту” присоединились сестры Рамазана - все дружно уговаривали пленницу сделать “правильный” выбор. Выцарапали-таки у нее так называемую “расписку” (за обещание поскорее возвратить в родительский дом) и на третий день вернули ребенка в родное село - к не находящим себе места маме и папе.
Заявление в полицию, написанное отцом Малики, попало к следователю Кордайского РОВД Габилю ГУСЕЙНОВУ.
- Ни разу он нас не вызвал, - возмущается Сулейман Мусаров. - Отказал в возбуждении уголовного дела “за отсутствием состава преступления”, мотивируя тем, что моя дочь, дескать, по обоюдному согласию сбежала с женихом. Послушайте, какое может быть “согласие” между зрелым мужчиной, хоть и молодым, и девочкой-старшеклассницей?
Отказной материал изучила районная прокуратура и возбудила уголовное дело по факту похищения заведомо несовершеннолетней. Дело попало теперь уже к следователю Александру ВДОВИЦЫНУ (на снимке). Он его чуть-чуть порасследовал... и приостановил - “в связи с болезнью подозреваемого”. Ну “болезнь подозреваемого” - это, конечно, святое, особенно когда подозреваемый сообщает об этом по телефону в ответ на нижайшую просьбу посетить полицейский участок.
Однако прокуратура вновь проявила интерес к этому долгоиграющему делу, и следователь Вдовицын возобновил следствие. Теперь он назначил психолого-криминалистическую экспертизу в отношении потерпевшей, результат которой, видимо, можно будет приурочить к годовщине совершения преступления.
- У меня нет слов! - сетует мама Малики, учитель СШ № 17 села Сортобе Салима ЛОСЫ (на парвом снимке). - Сколько же можно тянуть резину? Выходит, похищение ребенка для нашей местной полиции просто мелкое, рядовое событие, если они там вот так с прохладцей относятся к расследованию?
А ведь, похоже, что и правда “рядовое” событие. Иначе чем объяснить, что и заявление другого кордайца - жителя села Карасу Шисыра НЮРА - было фактически оставлено без внимания. А здесь ситуация страшнее: год назад его шестнадцатилетнюю племянницу Лию (имя изменено), инвалида c детства, стоящую на диспансерном учете в психиатрической клинике, у которой еще и оба родителя инвалиды, два подонка из местных жителей насильно заволокли в машину, вывезли за село, избили и изнасиловали.
- Наша семья сама отыскала злодеев, сдала в полицию, а на следующий день прибыла толпа их родственников, которые стали предлагать 5 тысяч долларов в качестве отступных, - делится с нами дядя Лии. - Мы отказались от этих грязных денег. “Ничего, - сказали гости, - мы найдем им другое применение!”. На следующий день преступники гуляли на свободе!
В возбуждении уголовного дела отказал все тот же следователь Габиль Гусейнов, как видно, специализирующийся на подобной категории дел.
Примечательно, что за последнее время только одно-единственное дело, связанное с похищением несовершеннолетней (по статье 122 части 1 УК РК - “Половое сношение с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста”), дошло до суда, и обвиняемый, двадцатитрехлетний Салим САНЖАРОВ, был приговорен к трем годам лишения свободы условно. По остальным девяти фактам - отказной материал. И хотя, по словам прокурора Кордайского района Жасулана ЕЛАМАНОВА (на левом снимке), с которым мы встретились в ходе нашей поездки, во всех этих случаях имело место “примирение сторон”, когда несовершеннолетние “невесты” “прощали” своих похитителей и уверяли, что пошли за милыми добровольно, но сама цифра девять, за которой стоят девочки-подростки, перескочившие со школьной скамьи на супружеское ложе, - довольно красноречива!
- Это уже явление, и явление порочное, - комментирует старший помощник прокурора Жамбылской области Еркин КУАНЫШЕВ (на правом снимке), выезжавший в Кордай вместе с нами. - И нам предстоит большая разъяснительная работа с населением, а также с муллами, к сожалению, благословляющими подобные браки. Отдавать дань традициям хорошо, но не когда это идет в противоречие с законом.
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: trz@time.kz, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что районная прокуратура возбудила уголовное дело по факту изнасилования несовершеннолетней Лии, а также дала указание ускорить следствие по похищению Малики и как можно быстрее передать заволокиченное дело в суд.