15262

Ох, рьяно крадёт охрана!

Назревает скандал в военизированной железнодорожной охране (ВЖДО): на днях оперативники финансовой полиции задержали вице-президента этой организации Нуржана ШЫНЫБЕКОВА по подозрению в хищении более 236 миллионов тенге.

Уже возбуждено уголовное дело на главного бухгалтера Семейского филиала ВЖДО Ж. АЛЕНОВУ, начальника отдела финансов, бухгалтерского и налогового учета Т. САХАРИЕВА, бухгалтеров Т. КЕНЖИНА и К. ТУРЕГЕЛЬДИНОВУ.
По словам официального представителя Агентства финансовой полиции Мурата ЖУМАНБАЯ, деньги похищены путем завышения фонда оплаты труда в период с 2006 по 2012 год. Финполовцы подозревают в причастности к совершению этой финансовой махинации теперь уже бывшего вице-президента по финансам и экономике Шыныбекова. Между тем собственное расследование деятельности руководства ВЖДО начали и сотрудники главной транс­портной прокуратуры.
Военизированная железнодорожная охрана, хоть формально и числится в “дочках” АО “НК “КТЖ”, может смело называться “филиалом” полицейского ведомства: президент ВЖДО Темирбай АХМЕТОВ и пять его заместителей - Тезек БЕКЕШЕВ, Булат КАБДОЛДИН, Дулат ИБРАЕВ, Марат БОЛЫСБЕКОВ и Сагынтай ТАУШКЕНОВ - в прошлом руководители подразделений МВД в чине полковников. Немало бывших силовиков и в штате караульных команд ВЖДО. 13 тысяч так называемых вохровцев, по сути - целая армия вооруженных карабинами и пистолетами бойцов, занимаются сопровождением, охраной и обеспечением безопасности перевозки грузов по железной дороге.
Что же интересного накопали проверяющие?

В распоряжении редакции оказались копии некоторых документов. Мы не беремся утверждать, что все должностные лица организации причастны к отмыванию бюджетных средств. Тем более что проверка еще не завершена, а уголовные дела, расследуемые финполом, до суда пока не дошли. Но факты весьма любопытны. Как оказалось, железнодорожные “генералы” создали частные охранные фирмы - “Транс кузет”, “Железнодорожная охрана”, Cargo security. Учредители вывели основную часть договоров по охране нефтепродуктов на эти фирмы. Фактически договоры по охране грузов вышеуказанные фирмы не выполняли, работа осуществлялась сотрудниками ВЖДО, что уже подтвердилось актами приема-передачи грузов ГСМ с подписями вохровцев. Проще говоря, руководители военизированной охраны получали прибыли за счет своих подчиненных. К слову, зарплата рядового вохровца всего 45-50 тысяч тенге.
Вот как выглядит эта схема. Железнодорожные бастыки давали неофициальную команду своим подчиненным в филиалах, а те, в свою очередь, поручали начальникам караулов обеспечить охрану и сопровождение нефтепродуктов. Все акты выполненных работ из филиалов поступали в отдел логистики ВЖДО. Специалисты этого отдела делали выборку по договорам заказчиков с охранными агентствами “Транс кузет”, “Железнодорожная охрана”, Cargo security. Такие акты относили бухгалтерам вышеназванных фирм, а уже те выставляли счета заказчикам и получали оплату за охрану (которую, напомним, осуществляли вохровцы).
Если верить актам, задолженность “Транс кузет” перед компанией “Гелиос” составила 17 миллионов тенге, Cargo security задолжал “Казмунайгазу” 27 миллионов, а фирма “Железнодорожная охрана” должна корпорации “Казахмыс” 28 миллионов тенге. Задолженность образовалась в результате недостачи груза, халатности сопровождающих, а в отдельных случаях - сговора вохровцев с “крадунами”.
По данным наших источников, эти фирмы, не имея в штате вооруженных охранников, прошедших специальную подготовку по обеспечению безопасности на железной дороге при сопровождении нефтепродуктов, последние пять лет занимались такой деятельностью. Например, в штате ТОО “Транс кузет” кроме директора работают всего два менеджера. В составе “Железнодорожной охраны” - директор, два менеджера и бухгалтер. А ведь без десятков вооруженных и специально обученных бойцов сопровождение ценного груза бессмысленно: на железной дороге кроме предприимчивых вохровцев работают криминальные группировки, промышляющие кражами с подвижного состава. За примерами далеко ходить не надо.

В конце ноября прошлого года мы писали, как группа не­установленных лиц похитила с охраняемой железнодорожной станции Жезказган целый состав с подземными сокровищами (“Как мухи на медь”, см. “Время” от 28.11.2012 г.). По данным следственного управления ДВДТ, сотрудники охранного агентства “Железнодорожная охрана” С. СЕКЕНОВ и А. КОНУРОВ, вступив в сговор с директором по охране и режиму “Жезказганцветмета” Ж. ЕРШАЕВЫМ, украденный концентрат продали в Шымкент. Позже нашли и других фигурантов, которые признались в содеянном, раскаялись и до вынесения приговора отпущены под подписку о невыезде. Украденный концентрат полицейские в полном объеме возвратили законному владельцу. Дальнейшую судьбу злоумышленников решит суд. Такие факты краж с подвижного состава, будь то нефтепродукты, другие полезные ископаемые или товары народного потребления, в департаменте МВД на транспорте регистрируются десятками... В отдельных случаях в них замешаны и вохровцы.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Астана - Алматы

Из досье

Вот фамилии действующих и бывших железнодорожных “генералов” и названия охранных фирм, которые “кормили” (и, возможно, “кормят”) некоторых из них.
Экс-президент ВЖДО Анатолий СЁМИН, он же консультант по правовым вопросам ТОО “Транс кузет”.
Начальник отдела логистики ВЖДО Надия ИМАНКУЛОВА, она же исполнительный директор ТОО “Транс кузет”.
Главный специалист отдела логистики ВЖДО Темургали УТКЕЛЬБАЕВ, он же генеральный директор фирмы “Транс кузет”.
Исполнительный директор ВЖДО Юрий ДИБЕЛОВ, он же исполнительный директор ТОО “Железнодорожная охрана”.
Исполнительный директор ВЖДО Серик ТАСМУКАНОВ, по совместительству является коммерческим директором ТОО “Cargo security”.
Темирбай АХМЕТОВ, с 1979 по 2010 год работал на руководящих должностях в МВД РК. В начале 2013 года назначен президентом ВЖДО.
Сагынтай ТАУШКЕНОВ, с 1990 по 2008 год занимал руководящие посты в органах внутренних дел. С мая 2008 года - исполнительный директор ВЖДО.
Тезек БЕКЕШЕВ, служил в МВД, работал адвокатом Акмолинской областной коллегии адвокатов. С сентября 2005 года работает в ВЖДО.
Булат КАБДОЛДИН, 10 лет отдал службе в МВД, занимал руководящие должности. С сентября 2011 года - президент ВЖДО (в начале 2013 года его понизили до вице-президента).
Дулат ИБРАЕВ, с 1978 по 2006 год работал на руководящих должностях в транспортной полиции. В феврале 2011 года назначен исполнительным директором АО.
Марат БОЛЫСБЕКОВ, с 1974 по 2009 год работал на руководящих долж­ностях в МВД РК. С мая 2012 года - исполнительный директор ВЖДО.

Поделиться
Класснуть