Пусть теперь докажет
Заместитель начальника УБОП ДВД Карагандинской области Кенжетай АТАГУЛОВ (на верхнем снимке) проведет под стражей еще один месяц. Спецпрокурорам не хватило времени, чтобы завершить расследование в положенный законом двухмесячный срок. В понедельник, 18 марта, в Казыбекбийском райсуде решался вопрос о продлении санкции на арест подполковника, и его адвокаты сделали несколько любопытных заявлений. В частности стало известно, что потерпевший карагандинец Адильмурат МАЖЕНОВ (на правом снимке) проверялся на причастность к организации наркотрафика в Балхаше и убийству журналистки газеты “Закон и правосудие” Оралгайшы ОМАРШАНОВОЙ.
Напомним, Кенжетай Атагулов обвиняется в том, что в 2007 году, будучи простым оперативником, подбросил Маженову пакетик с героином. Маженов провел в заключении семь месяцев. Его дело дошло до суда, но было отправлено на доследование. Затем прокуратура прекратила уголовное преследование в отношении Адильмурата за недоказанностью в его действиях состава преступления. После чего Маженов принялся строчить жалобы во все инстанции, требуя возмещения морального вреда за незаконное содержание под стражей и привлечения к ответственности полицейских. В конце минувшего января управление спецпрокуроров Карагандинской области откликнулось на призывы Маженова, и Атагулова арестовали (см. “Ночь опера”, “Время” от 26.1.2013 г.).
Срок расследования истекает 22 марта. Однако спецпрокуроры не уложились в этот период. Им потребовался еще один месяц, чтобы закрепить обвинения против полицейского. За это время следствие надеется отыскать и допросить свидетелей, подтверждающих слова потерпевшего Маженова, а также установить полицейских, которые участвовали в задержании шестилетней давности.
Эти причины возмутили защитников Атагулова.
- Фамилии 12 полицейских сразу же проходили в материалах дела. Поэтому непонятно, кого еще ищут спецпрокуроры, - недоумевала в суде адвокат Гульнар СУЛЕЙМЕНОВА.
Ситуация же с поиском свидетелей не на шутку обеспокоила адвокатов. Выяснилось, что помимо Маженова в деле появился еще один потерпевший - некий гражданин РАХМЕТОВ. Ему тоже были подброшены наркотики. И сделал это якобы Атагулов. Кроме того, замначальника УБОП вменяют в вину злоупотребление служебными полномочиями: в день задержания он снял с Маженова мокрые спортивные шорты, из которых чуть раньше достал героин, а потом Адильмурат совершенно голый и в наручниках стоял рядом с автобусной остановкой, где находились люди. Спецпрокуроры также ищут очевидцев конфликта, случившегося несколько лет назад на поминках известного в Караганде тренера по кикбоксингу Елтая БАЛТАБАЕВА. В тот день Атагулов якобы побил Адильмурата Маженова и его брата Шаймурата.
- Не появятся ли после этого засекреченные свидетели? Ведь можно теперь предполагать, что все недостатки расследования будут прикрыты показаниями очевидцев под псевдонимами, - считает адвокат Сулейменова. - Отмечу также, что за время расследования с Атагуловым не провели ни одного следственного действия. Очных ставок с остальными сотрудниками полиции и потерпевшими Маженовым и Рахметовым не было. Моему подзащитному по-прежнему предъявляют надуманные, голословные обвинения.
Защитники привели еще один интересный довод не в пользу прокуратуры. Им в руки попало постановление Балхашского горсуда - то самое, по которому дело Маженова отправили на доследование.
- Судом не ставилась под сомнение причастность Маженова к наркотикам, - пояснила Гульнар Сулейменова. - Дело ушло на дополнительное расследование по ходатайству прокуроров, просивших переквалифицировать обвинение на более тяжкое. Прокуроры указали, что Маженов и Рахметов занимались наркотрафиком, а также проверяли причастность Маженова к убийству журналистки. Почему никем не опротестованное, вступившее в законную силу постановление Балхашского горсуда прокуратурой не исполняется? Дело попросту прекратили.
- Дополню, что в этом же постановлении суда есть любопытные показания Маженова, - подключилась адвокат Лидия АРЗАМАСОВА. - Со слов Маженова, полицейские его избивали, и он закрывался от них руками, терял сознание и поэтому не видел, кто именно ему подкидывал героин.
Тут не выдержал сам потерпевший.
- Бумага все стерпит, это все придумал Атагулов! - эмоционально воскликнул Адильмурат Маженов. - Из меня искусственно делают бандита. Говорят, что я принадлежу к ОПГ Сагитова. Если это так, то почему Атагулов до сих пор меня не посадил?
За высказывание о терпеливых бумагах Маженов тут же схлопотал замечание суда.
Подводя итоги своих выступлений, защитники полицейского попросили освободить его из-под стражи или применить к нему более мягкую меру пресечения. Однако прокуратура настаивала на продлении ареста. Адильмурат Маженов тоже склонился к тому, чтобы его обидчик продолжал находиться за решеткой.
- Я семь месяцев отсидел и доказал, что у меня не было героина. Пусть теперь он доказывает, - пояснил потерпевший. - Хочу, чтобы правда восторжествовала, чтобы он ответил за свои злодеяния. Он постоянно преследовал меня и мою семью. Я сейчас как кошка или собака, загнанная в угол. Мне ничего не оставалось, кроме как подавать на него заявление. На свободе он сможет давить на свидетелей, звонить и пугать их. Лично я его боюсь, и свидетели тоже.
Упоминание о свидетелях вызвало полемику. Адвокаты требовали, чтобы Маженов назвал фамилии этих людей и указал конкретные факты давления со стороны Атагулова.
- Подождите, суд начнется, и свидетели все скажут вам конкретно, - неожиданно заявил Адильмурат.
- А вам откуда известно, что они скажут? - удивились защитники полицейского.
- Я же встречаюсь с ними, разговариваю, - разоткровенничался Маженов и этими словами еще больше взволновал адвокатов по поводу возможного появления каких-нибудь засекреченных очевидцев, которые могут наговорить что угодно.
Далее последовало оглашение материалов уголовного дела, в том числе и того самого постановления Балхашского горсуда. Но так как эти сведения пока являются тайной следствия, судья Карлыгаш НУРМАГАМБЕТОВА попросила журналистов на время покинуть зал заседаний. А затем удалилась в совещательную комнату. Вечером она огласила свое решение: ходатайство прокуратуры о продлении ареста Атагулову удовлетворить. Теперь у следствия есть время до 22 апреля, чтобы устранить упомянутые адвокатами нарушения.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда