9201

Чёрный день

Подполковник БУКЕЕВ:
В его глазах я видел смерть...

21 декабря 2012 года несколько тысяч человек, волею судьбы оказавшихся в этот день в международном аэропорту Астаны, запомнят как “черную пятницу”. Накануне вылета алматинского рейса территорию воздушной гавани оцепили наряды полиции и спасателей, а пассажирский терминал гудел словно растревоженный улей: в зале обнаружен террорист с поясом шахида.

По словам начальника линейного отдела полиции (ЛОП) аэропорта Астаны Темирлана БУКЕЕВА, та пятница ничего тревожного не предвещала.
- Вечером мы занимались в спорт­комплексе МВД, домой приехал к десяти часам, - рассказывает подполковник Букеев. - Звонит дежурный: в зале находится террорист! Патрульный наряд в 22.10 заметил парня с закрепленным на теле взрывным устройством. Какие будут указания? Скажу честно, я задумался. За всю службу впервые столкнулся с террористом и не знал, какие в таком случае отдаются распоряжения. Сказав дежурному, чтобы сотрудники не применяли оружия и дождались моего при­езда, я помчался в аэропорт...
На месте выяснилось, что парень прошел на первый этаж и уже выдвинул требование: предоставить ему самолет для вылета в Голландию. Иначе он взорвет себя. Темирлан Букеев вспомнил, что еще с вечера была задержка вылета трех рейсов и сейчас в аэропорту находится почти три тысячи человек.
- Когда я зашел в зал, террорис­та заблокировали, выставив на расстоянии 30 метров оцепление, - вспоминает Букеев. - Следом приехали сотрудники ДВД и ДКНБ Астаны, опергруппа из нашего департамента МВД на транспорте, спасатели, кинологи. Показывая, что у меня нет оружия, я подошел к нему ближе. Вижу перед собой совсем молодого пацана лет 16-18. Стоит в одной рубашке, на теле взрывное устройство и таймер сотового телефона. В руках два оголенных провода. Парень заявил: замкну провода и прощай аэропорт. Я спросил, сколько времени осталось. Оказалось, в нашем распоряжении всего 15 минут...
Подполковнику пришлось пойти на хитрость. Шахиду сообщили, что зал, в котором он оказался, для местных перелетов. А международные авиарейсы вылетают из старого терминала (на самом деле там расположены кабинеты полицейских и меньше народу, чем в зале вылетов.). Парень, озираясь по сторонам, медленно шел к старому терминалу и монотонно повторял: до взрыва осталось 12 минут, 11. Некоторые из полицейского оцепления судорожно пытались расстегнуть клапан кобуры, кто-то из руководителей аэропорта громко закричал: “Чего вы ждете? Стреляйте!”.
Светящийся таймер тем временем отсчитывал секунды. Темирлан Букеев сделал еще несколько шагов. В запасе оставалось чуть больше девяти минут.

- Как зовут тебя, парень?
- Владик. Черный. Это фамилия такая.

- Здесь холодно, а ты в одной рубашке. Застудишь себе все, - укорил парня Букеев.
- Куртка в такси осталась. Таксист попросил 4 тысячи тенге, а я снял куртку и показал пояс шахида. Мужик выскочил из машины и убежал, - Владик засмеялся.

Букеев пообещал, что отправит его в Голландию с военного аэродрома, и добровольно вызвался сопровождать парня. Подполковник говорит, что ему удалось вступить в контакт с террористом и он прилагал все усилия, чтобы увести смерт­ника как можно дальше от большого скопления людей.
- Заметил, как в стороне притормозила патрульная машина, - вспоминает начальник отдела полиции. - Владик весь синий, руки дрожат, провода едва не касаются друг друга. Слышу по рации, как саперы начали прочесывать аэропорт. Предложил парню сесть в машину погреться. А он в ответ: “Я лучше взорвусь - согреюсь”. Мне удалось убедить его еще пожить немного.

Подполковник Букеев попросил патрульных покинуть машину и оставить ключи в замке зажигания. Шахид сел на заднее сиденье. Немного отогревшись, попросил закурить. Букеев из числа некурящих полицейских, но пат­рульные оставили в салоне сигареты. Выкурив несколько сигарет подряд, Влад отогнул провода. Темирлан тихонько тронулся. Смерт­ник сразу насторожился: “Куда ты, начальник?”
- Я сказал: едем на военный аэродром, где по моей команде готовят к вылету специальный борт. А у самого нервы как струны - до взрыва меньше пяти минут... - вспоминает Букеев.
Это позже начальники подполковника скажут: хорошо, что именно он сел за руль патрульной машины. Дело в том, что Темирлан лет пять снимал квартиру в поселке недалеко от аэропорта и знал там все закоулки. Заехав в гаражный массив, офицер затормозил.
- Первая мысль: нет ли вокруг случайных зевак, которые могут стать жертвами взрыва? - продолжает Букеев. - Почему-то в такие минуты мысли какие-то отвлеченные. Вдруг погибну? Но я же на службе, семью государство обеспечит. А погибнут мирные люди - мне могут голову снести за упущение. Если выживу, конечно... Обернувшись назад, в глазах Владика я увидел смерть...
Между тем таймер отсчитывал последние минуты. Владик снова закурил...
Темирлан Букеев признался, что за мгновение до смерти страх прошел, и вокруг стало на удивление спокойно. Подполковник говорит, что видел маячки спецмашин, но воя сирен не слышал. Непрерывно трещала рация, но эти разговоры до него не доходили. Он лишь смот­рел на таймер и думал: а как же там, на небесах?
- Я показываю на крышу гаража: там снайпер. А здесь - второй. Есть команда мочить тебя, Владик. И я с тобой под замес попаду, а там - кому как повезет. За гаражами в полной боевой готовности стоят омоновцы. Снайпер ранит, те точно добьют... - вспоминает детали подполковник Букеев.
Именно упоминание о бойцах спецназа вынудило Влада содрогнуться (позже на следствии выяс­нится, что парень отбывал наказание за хулиганство в таразской малолетке и пару раз попадал под пресс ОМОНа).
- А вы точно не отдадите меня омоновцам? - от страха парень перешел на “вы”.
- Я дал слово офицера, - рассказывает Темирлан. - А когда истекали последние секунды, Владик устало сказал: “Это муляж. Я развел вас”.
Темирлан Букеев, помогая Владу снимать с тела устройство, несколько раз переспросил: мол, действительно муляж? По словам офицера, все выглядело вполне правдоподобно, как в кино: светящийся таймер, провода, прикреп­ленные к телу скотчем пластинки, очень похожие на пластид.
С Владиком Темирлан говорил до рассвета. Выяснилось, у парня трудная судьба. Уроженец Степногорска  Акмолинской области, 18-летний Владислав Черный еще в ранней юности загремел на зону для малолетних. Освободился. Снова оказался замешан в групповой краже. Решил бежать. Ничего умнее не придумал, как захватить воздушное судно. На допросах он так и не сумеет объяснить, почему именно Голландия. А перед самым этапом в следственный изолятор Влад скажет Темирлану: “Хочу стать вором в законе...”.

Замначальника ДВД на транспорте Марат ЖЕКСЕНБЕКОВ говорит: “Хорошо, что у Черного был муляж. Теперь у транспортных полицейских появился хоть какой-то опыт. А вдруг придется иметь дело с настоящими террористами?”.
Через несколько дней руководство ДВД на транспорте направило главе МВД Калмуханбету КАСЫМОВУ представление о поощрении Темирлана Букеева за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, проявленный профессионализм и отвагу. А пока в МВД думают, как именно наградить героя, председатель Ассоциации ветеранов войны в Афганистане Бакытбек СМАГУЛ уже вручил подполковнику Букееву медаль имени Бауржана Момыш­улы “Батыр шапагаты”.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото предоставлено пресс-службой ДВД на транспорте, Алматы - Астана

Поделиться
Класснуть