Пролёт над гнездом “Сункара”
На днях завершилось судебное разбирательство единственного в Казахстане питомника для хищных птиц “Сункар” с прокуратурой Карасайского района Алматинской области. Заводчики редких пернатых - соколов и беркутов - отстояли свое право занимать часть территории Иле-Алатауского природного парка.
Судиться питомник начал около месяца назад. Прокуроров привлекло расположение “Сункара”: частное хозяйство заходит на природоохранную территорию. Подозрение прокуроров вызвало решение районной администрации от 1994 года о выдаче земли компании “Зодчий” (прежнее название “Сункара”). Документ не нашли в госархиве, поставив под сомнение его существование как таковое. Масла в огонь подлила и другая претензия надзорников - нецелевое использование земли. По акту территория предназначалась “для строительства птичьего питомника”, но никак не для гостевого дома, вивария, конюшни и вольеров с волками, которые уже несколько лет находятся на этой территории. Поводом же для прокурорских претензий стала жалоба соседей, живущих в сотне метров ниже по течению реки, на неприятный запах.
- Люди жаловались, что в реке полно навоза и дохлых крыс. В ответ представители “Сункара” говорят, что в 1999 году выкупили эти земли. Но Иле-Алатауский парк был создан в 1996 году, и его граница прошла по территории питомника. А согласно закону земли, находящиеся на особоохраняемых природных территориях, не могут быть в частной собственности, - рассказал еще до решения суда старший помощник прокурора Карасайского района Айбек РСИМБЕТОВ.
Только вот руководство “Сункара”, категорически не соглашаясь с прокурорскими доводами, с самого начала упорно акцентировало внимание на том, кто именно пожаловался в прокуратуру. Финансовый директор ТОО “Сункар” Галина ОСИПОВА (на снимке) проводит свою логическую цепочку: проигрыш в суде дела о выходе из состава нацпарка полгода назад - жалобы соседей - внезапный интерес прокуратуры.
- Это наглость - мы уже давно работаем, а тут кто-то купил землю, построил дом и нас хочет закрыть. Говорят, что на территории нацпарка находимся. Мы в 1999 году выкупили землю. Они говорят: почему земля используется не по целевому назначению, откуда виварий и конюшни? Крысы - лучший корм для птиц, в виварии ничего плохого нет. А лошадей и конюшни мы взяли в кредит по программе фонда “Даму”. Получили 100 миллионов тенге, чтобы реконструировать питомник. Если бы у нас были проблемы, думаете, дали бы нам этот кредит? Возможно, кто-то хочет эту землю у нас отнять, - говорит Осипова.
Вместе с соколиной фермой в суде оказались районный акимат, отдел земельных отношений и управление юстиции. В конце минувшей недели специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области отказал в удовлетворении всех исковых требований прокуратуры.
Сергей КИМ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область