Голый пистолет
В Интернете появилась видеозапись заказа убийства казахстанского предпринимателя Михаила ГАРКУШКИНА
В Алматы продолжается судебный процесс по делу российского предпринимателя Александра СУТЯГИНСКОГО, обвиняемого в организации заказного убийства своего казахстанского партнера по бизнесу Михаила Гаркушкина. “Киллер”, который должен был устранить генерального директора ТОО “Баско”, обратился в правоохранительные органы, и сотрудники Южного регионального УБОП инсценировали смерть бизнесмена. Наше издание следит за этой темой еще с октября прошлого года (“Восставший из ада”, см. “Время” от 18.10.2012 г.).
Впрочем, судебное разбирательство вряд ли можно назвать обычным. Адвокатам подсудимого удалось добиться отвода судьи Касыма КАЛМАГАНБЕТОВА, который вел этот процесс, а такое случается крайне редко.
А на днях в Интернете появилась главная улика обвинения - оперативная съемка двух встреч заказчика и “исполнителя” убийства. Человек, передающий “киллеру” 125 тысяч долларов, до боли похож на Александра Сутягинского…
Конечно, далеко не каждый день на скамье подсудимых в Алматы оказывается предприниматель такого уровня, да еще и гражданин другой страны. Александр Сутягинский - человек весьма известный не только у себя в Сибири, но и во всей России. Вместе с родным братом Михаилом - бывшим депутатом Государственной думы - они ворочают сотнями миллионов долларов. В их казахстанский проект, завод “Биохим”, только из Банка развития Казахстана удалось привлечь более $100 миллионов. По всей видимости, финансовые разногласия и стали поводом заказать партнера - Михаила Гаркушкина. По версии следствия, для его устранения Сутягинский привлек своего личного телохранителя, который должен был найти непосредственных исполнителей убийства. Вот только посредник не захотел брать грех на душу и обратился в органы.
Правда, Александр Александрович явно не горит желанием отвечать за содеянное. Сразу же после того как он был задержан в Алматы и ему предъявили обвинение, в российских и казахстанских СМИ пошел вал публикаций в защиту бизнесмена. Чисто уголовную историю называли и “рейдерским захватом”, и “политической провокацией” против соседей по Таможенному союзу, и даже... попыткой поссорить Нурсултана НАЗАРБАЕВА с Владимиром ПУТИНЫМ! Впрочем, правоохранительные органы сумели собрать достаточно доказательств и довести дело до суда.
Для защиты интересов бизнесмена приглашены сразу трое адвокатов, и им уже удалось добиться немалого. Прежнего председательствующего на процессе Касыма Калмаганбетова сменил Ерторган САДВАКАСОВ. Рокировка получилась весьма необычной.
23 января в коридоре специализированного межрайонного суда собрались участники процесса - адвокаты потерпевшего и подсудимого, свидетели и родственники. Вскоре к ним вышел председатель суда Булытбай МАМЫТОВ и отпустил свидетелей - якобы в этот день они больше не понадобятся. Спустя час всех пригласили в зал заседаний, где Мамытов зачитал заявление Сутягинского об отводе судьи. После этого выступил сам подсудимый, но Булытбай Мамытович прервал его фразой: “И сегодня, даже если продолжится процесс, вы себя чувствуете плохо и просите перерыв”. Также Мамытов обрывал выступления адвокатов. Зачитывая свое постановление, он обратился к участникам процесса со словами: “С участием этих всяких профессоров, докторов и тех…”. И у опытных адвокатов, и у прочих присутствовавших странные подколки со стороны бия вызвали одинаковую реакцию - недоумение.
Впрочем, к судье Садвакасову, который теперь занимается процессом, претензий нет. Свое дело он знает и действует строго и в рамках закона. В среду показания давал сам Михаил Гаркушкин, который рассказал о своих взаимоотношениях с братьями Сутягинскими. Несмотря на то что совместным бизнесом они занимаются более 20 лет, у них до сих пор нет никаких юридически оформленных договоров о разделении долей. Есть лишь “джентльменское соглашение”, подписанное учредителями. В нем оговорено, что Гаркушкину принадлежит 12 процентов всего бизнеса. Сам он оценивает активы в 100-150 миллионов долларов. При этом в случае его исчезновения его наследники получат лишь 230 тысяч тенге. Такова сумма, прописанная в документах. Уже много лет Гаркушкин добивается официального признания его части в общем деле. Но все тщетно. Рассказывая об этом, потерпевший даже начал спорить с адвокатами подсудимого. В зале заседаний становилось все жарче. Однако по-настоящему горячо сделалось после того, как в зал вошел ключевой свидетель обвинения - тот самый человек, которому было поручено устранить Гаркушкина. Адвокаты подсудимого даже попытались перенести его выступление, но судья принял решение заслушать показания - здесь и сейчас.
Впервые с того момента, как Александра Сутягинского взяли под стражу, было раскрыто имя человека, который занимался всеми организационными вопросами “убийства”. Это телохранитель Сутягинского, его доверенное лицо и помощник Олег АНДРИЕВСКИЙ. Именно он получил предложение от шефа устранить Гаркушкина.
- В конце августа 2012 года мне было сделано предложение Сутягинским Александром, чтобы я нашел людей, которые смогли бы спланировать убийство Гаркушкина Михаила Ивановича, - заявил Андриевский. - Разговор проходил дома у Сутягинского, за игрой в бильярд. Им была предложена сумма в 100 тысяч долларов. Скажу честно - я был шокирован этим предложением. Но на тот момент, проработав с ним 15 лет, я уже знал, когда он шутит, а когда говорит серьезно. Я осознавал, что это на самом деле серьезное предложение. Отказаться на тот момент я не мог, потому что четко понимал: в лучшем случае я бы потерял работу, а в худшем - меня как носителя этой информации, как нежелательного свидетеля могла постичь участь Михаила Гаркушкина…
Андриевский записал разговор с патроном на диктофон и отправился в Южный РУБОП. Сценарий “убийства” разрабатывали оперативники этого подразделения МВД Казахстана. На последующие встречи с заказчиком Олег Андриевский отправлялся во всеоружии - с включенным аудио- и видеооборудованием. Узнать, как проходили переговоры и обсуждались детали, сегодня может любой желающий: в минувший вторник неизвестный пользователь под ником Pravdo Lub выложил в YouTube видео оперативной съемки. Судя по всему, камера была установлена на одежде Андриевского, поэтому в кадре практически все время находится человек, как две капли воды похожий на обвиняемого Сутягинского.
Первая “стрелка” состоялась в фойе дорогого отеля Астаны, куда Сутягинский вызвал Андриевского. И здесь “партнеры” планируют операцию по устранению Михаила Гаркушкина. Исполнитель рассказывает, что для выполнения грязной работы будут привлечены люди со стороны: “Они в четверг будут. Они как приедут, мы сядем день-два, я им всю информацию дам. Пока машина, оружие, экипировка. Это все подготовим, не вопрос. У меня вот эти только два вопроса: что делать, если он будет не один? что тогда - валим второго?”.
Участники встречи приходят к единому мнению - и второго придется убирать. Человека, очень похожего на Александра Сутягинского, больше всего интересует судьба машины Гаркушкина: что делать с черным джипом после убийства его хозяина? Андриевский убеждает, что сжигать автомобиль категорически нельзя, ведь номер двигателя и кузова все равно не уничтожить. Всю операцию в итоге делят на четыре стадии: блокировка проезда машины, затем устранение “клиента” (в беседе этот процесс назван просто и буднично - “бах-бах”), потом вывоз тела и его исчезновение. Честно говоря, слабонервным это видео лучше не смотреть: двое мужчин абсолютно спокойно обсуждают детали и приходят к выводу о том, что труп неплохо бы сжечь. “Про печку, - переходит к этому пункту организатор “убийства”. - Если время будет, в транспорт перегружаем, везем в город и - в печку. Это лучше, чем закапывать…” - “Чтобы не было следов”, - показывает жестами заказчик. “Ну, во-первых, это будет закапываться не 50 сантиметров, а конкретно, - голос у “исполнителя” даже слегка обиженный. - Во-вторых, это будет далеко от населенных пунктов и вообще от мест, где возможно появление людей, собак, животных, скота…”
После этого “киллер” переходит к главной теме встречи - финансовому вопросу: “Это вот за деньги. Сан Саныч, я просто перед ребятами…” - “Не переживай. Я же сказал!” - отвечает человек, очень похожий на Александра Сутягинского. И достает белый пакет, в котором лежат 70 тысяч долларов. Это ключевой момент первого видеоролика - заказчик передает аванс “исполнителю”. Как говорится, процесс пошел.
Во второй раз встреча прошла уже в номере алматинской гостиницы, куда “киллер” принес радостную весть - задание выполнено. Радостную настолько, что мелькающий в кадре мужчина в одних трусах даже не смог сдержать улыбку. “Я вам хочу сказать, что Гаркушкина Михал Иваныча на этом свете больше нет, - докладывает “исполнитель”. - Покоится он, б…ь, на карьере. Ребята сделали все красиво. У них были свои взгляды на эти вещи. Двухсотлитровая бочечка, два ведра известочки. Пришлось, правда, повозиться…”
Затем наступает черед подробностей. Выясняется, что во время операции осечку дал пистолет, поэтому “пришлось разбивать окна и добивать ножами, вся машина в крови, я чуть не проблевался”, рассказывает “убийца” придуманную в РУБОП легенду. И вновь всплывает тема денег - заказчик отдает еще 50 тысяч долларов за работу, после чего между ними возникает небольшая перепалка: исполнитель уверен, что он должен был получить на 10 тысяч больше.
“Почему 130? - шепчет заказчик. - 120. Если бы где-то надо было сжечь (видимо, труп. - М.К.), тогда еще десятку”.
В итоге удается договориться - сверху “киллер” получает еще 4400 долларов - как раз для того, чтобы решить проблему с автомобилем. И вновь, как на первой встрече, долго обсуждается вопрос, что же делать с машиной убитого. “Машина, это б…ь, п…ц, с…а, с ней можно спалиться”, - качает головой заказчик. “Я знаю, - соглашается “исполнитель”. - Но я сейчас и вырваться как бы не могу. Мне надо их отправлять (тех, кто “убивал” Гаркушкина. - М.К.). Они говорят: как хочешь, машина на тебе за то, что ствол такой подогнал. Они его вытаскивали, резали на…й, всего…”
Определенно заинтересует суд и заключительная часть разговора, в которой заказчик рассказывает обо всех спорах с Гаркушкиным в лучших традициях голливудских злодеев, уже почувствовавших вкус близкой победы. Звучат имена сотрудников, которые оформляли доверенности, обещали деньги, возили документы. Интересно, мог ли случайный человек, лишь внешне похожий на господина Сутягинского, знать все эти нюансы и подробности?
Впрочем, это решит суд. В пятницу Олег Андриевский будет отвечать на вопросы прокуроров и адвокатов.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: mikhail.kozachkov@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА
ОТ РЕДАКЦИИ Ровно неделю назад в нашей газете вышла статья Тохнияза КУЧУКОВА “Партнеры и халявщики”, посвященная началу судебного процесса над бизнесменом Сутягинским (см. “Время” от 24.1.2012 г.). Практически сразу сайт нашего издания атаковали неизвестные хакеры. В результате работа портала была заблокирована, и в течение нескольких дней тысячи пользователей не могли зайти на главную страницу www.time.kz. Нам трудно утверждать однозначно, что хакерская атака связана исключительно со статьями об Александре Сутягинском, но в совпадения мы не особо верим. Видимо, кому-то очень не хочется, чтобы материалы о громком судебном процессе были в открытом доступе. Интересно, будут ли теперь атакованы серверы крупнейшего видеохостинга планеты - YouTube? Там ведь тоже вовсю обсуждают несостоявшееся заказное убийство.