Без тормозов
“Простите меня, я не специально!” - сквозь слезы говорил во время судебного процесса родственникам погибших водитель грузовика Арай БОКЕЗБАЕВ (на снимке). 29 сентября прошлого года в Алматы большегруз под его управлением протаранил сразу 13 легковых автомашин. Два человека погибли.
Бокезбаев обвиняется по части 3 статьи 296 (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) УК. Ему грозит срок от 5 до 10 лет лишения свободы. Грузовик марки Dongfeng Citroen ED (собранный в Китае по французской лицензии) “догнал” первую жертву - легковую “Тойоту” - на Восточной объездной дороге. По рассказу очевидца Руслана АСАТУЛЛИНА, который пришел в суд вместе с выжившим водителем легковушки Азаматом МАМАТОВЫМ, самосвал не фарил и не сигналил.
- Я в зеркало заднего вида увидел быстро нагоняющий меня грузовик. Передо мной ехала “Тойота”. Когда я резко перестроился на соседнюю полосу, грузовик меня обогнал и зацепил ее. Легковушка ударилась об ограждение. Я тут же остановился, чтобы оказать помощь. Было впечатление, что после удара грузовик прижался к обочине и замедлил скорость. Тогда я еще подумал, что он остановится. Но он, наоборот, как будто снова разогнался и уехал дальше, - рассказал очевидец.
Через три километра после первого столкновения самосвал, проехав еще пару сотен метров, снес больше десятка припаркованных возле рынка автомашин. По словам Бокезбаева, у китайской техники отказали тормоза и машина, груженная под завязку, могла только разгоняться.
Первое судебное заседание прошло в минувший четверг. На данный момент все обвинение основывается на выводах специалиста Института судебной экспертизы г. Алматы Николая КОЛЕСНИКОВА. А он заключил, что основной ножной тормоз грузовика на момент аварии был работоспособным. Адвокат обвиняемого Айдын ТАБЫЛДИНОВ направил ходатайство о проведении повторной экспертизы - по его мнению, эксперт должен был проверить работоспособность всей тормозной системы, включая ручник, которым водитель пытался воспользоваться во избежание столкновений. “Зачем бы он им пользовался, будь основной тормоз в порядке?” - вопрошал адвокат.
- Вместо проверки работоспособности всей системы ножного тормоза эксперт демонтировал тормозной кран и произвел его разборку. Тем самым он не исследовал всю систему ножного тормоза и, вероятно, исключил возможность его повторного исследования, - процитировал адвокат часть текста ходатайства.
Процесс перенесли для ознакомления с документом. Таким образом, доказательство вины водителя Бокезбаева зависит от того, достаточно ли было воздуха в пневматической тормозной системе, а защита, по всей видимости, воспользовалась распространенным мнением о ненадежности тормозов у китайских самосвалов.
Машина Маматова подлежит восстановлению, но ущерб, оцененный хозяином в 800 тысяч тенге, страховщики ему не выплатят, пока не будет доказана вина Бокезбаева.
Сергей КИМ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы