Не отступил ни на шаг
Каждый год бойцы дислоцированной в Конаеве 35-й гвардейской десантно-штурмовой бригады, а также военнослужащие других частей, где служил Сандибек ХАИРОВ, вспоминают своего товарища. Он погиб в разгар январских событий 2022 года в пылающем здании Алматинского городского акимата. Подполковник вывел личный состав на улицу, а сам до последнего держал оборону.
Памятные мероприятия прошли и на его родине в селе Жайык (Чапаев) Акжаикского района Западно-Казахстанской области. А весной в райцентре ожидается очередной международный турнир по вольной борьбе имени Сандибека Хаирова, который ежегодно собирает спортсменов со всего Казахстана и из других стран СНГ. Организуют соревнования друзья погибшего и все, кому дорога память о сослуживце.

- Акции памяти, соревнования, театральные постановки, документальные материалы, памятники, мемориальные доски - все это стало частью общественного осмысления кровавых событий, - говорит его друг полковник запаса Роман АКМАЕВ. - Например, в 2025 году в Алматы показали спектакль QAN, основанный на свидетельствах очевидцев. Школа в поселке Жайык носит имя Сандибека Хаирова. По заказу Министерства обороны режиссер Андрей ЯКУНИН снял о нем документальный фильм.
“За его спиной было нестрашно, он профессионал, ничего не боялся” - так говорят о десантнике сослуживцы. Вспоминают, как 4 января в 22.00 на пульт дежурной части 35-й Гвардейской десантно-штурмовой бригады поступило сообщение: поднять военнослужащих по тревоге и выдвинуться в Алматы - в касках, бронежилетах, но без оружия. Ответственный за боевую подготовку заместитель командира подполковник Хаиров был в числе тех, кто отправился в охваченный беспорядками город на охрану особо важных государственных объектов. У 39-летнего мужчины дома остались супруга и двое детей.

- По характеру Сандибек был боец, спортом занимался. Мы с ним вместе учились в военной школе. С юношеских лет у него было две мечты: стать десантником и дослужить до генерала. Одну мечту он осуществил - надел голубой берет, а вот генералом не суждено было стать в этой жизни, - с грустью говорит Роман Акмаев.

- Я тоже участник тех событий, был на другом объекте, - продолжает собеседник. - 5 января связи с ним не было, сеть не работала. Вечером в тот же день мне сообщили, что Сандибек пропал. Его искали по всем больницам и моргам. Позже удалось выяснить: когда была угроза окружения, акимат подожгли, он организовал вывод личного состава из здания. По словам очевидцев, там был ад: со всех сторон в наших людей летели камни, гранаты со слезоточивым газом, вокруг все горело, дышать было невозможно. Бойцам пришлось прорывать плотное кольцо людей, вооруженных дубинками, арматурой, камнями. Среди наших много раненых было. Сандибек поднялся на самый верх здания, в атриум, чтобы убедиться, что там больше никого не осталось. Те, кто был рядом, говорили, что он бился до конца, отчаянно оборонял свой сектор. Там его и нашли спустя несколько дней...

Указом президента подполковника Хаирова наградили орденом “Айбын” II степени (посмертно). Друзья и сослуживцы ходатайствуют о том, чтобы ему присвоили высокое звание Халық Қаhарманы. Убеждены: решение станет важным знаком признания героизма и сохранения памяти о тех, кто отдал жизнь за мир в стране.
Елена КОЭМЕЦ, фото из архива Романа АКМАЕВА, Алматы

Елена КОЭМЕЦ