795

В алматинском оперном театре публика оценила новую балетную постановку "Ұлы Жібек Жолы" - "Великий Шелковый путь"

Большая премьера

Из всех поисков, в которые ударился последнее время театр, этот спектакль самый удачный и имеет шансы задержаться в репертуаре надолго. В нем не зашкаливает помпезность и желание показать наше все, есть внятный сюжет о любви, есть даже находки, которые цепляют зрителя.

Сюжет нового балета философский. Действие начинается в… будущем. Среди людей, похожих на роботов, мечется юноша. Он ищет сердечность в мрачном и холодном мире. Появившийся старец отправляет героя в прошлое - туда, где на Шелковом пути его предки встречали гостей и были счастливы. Конечно, появится красавица Аксункар. Затем ее увезет повелитель зеркал, и юноше придется преодолеть немало препятствий в поисках прекрасной девушки. Все завершится возвращением в будущее, где юноша светом своего сердца будет пробуждать людей.

Руководитель балетной труппы Гульнар ТУТКИБАЕВА давно задумывалась о балете, посвященном Шелковому пути, но никак не могла найти интересный концепт, чтобы спектакль был не просто про старину, а с пластами смыслов. Когда решила, что можно историю Шелкового пути облечь в философскую сказку, связать прошлое с будущим, то начала искать композитора. И вместе с Айгерим ЕРКЕБАЕВОЙ они создали балет. Айгерим считается молодым композитором, и это первая ее такая масштабная работа.

- Заняла она примерно год. И для меня это история про любовь, - рассказывает Айгерим. - Самым сложным было создавать не национальную казахскую музыку. Этим уже никого не удивишь, а, используя современный музыкальный язык, сделать так, чтобы симфонический оркестр звучал с персидскими, индийскими мотивами, то есть показать богатство разных культур.

Невозможно четко определить пластику: тут и академическая техника, и модерн, и пантомима. То же самое с музыкой. Она авторская, без цитат, без попытки привязать ее к конкретной национальной базе. Да это и невозможно, потому что танец джигитов или девушек с украшениями сменяется танцем персидских ковров или завораживающим соло торговца зеркалами.

Балет хорош как зрелище - с конструкцией самого Шелкового пути, с густонаселенной сценой и разнообразными номерами. Правда, они не склеиваются в сквозное действие, зато публика щедро аплодирует каждому выходу артистов. И нельзя не согласиться со словами дирижера Куаныша ИСМАИЛОВА, отметившего:

- Самое интересное здесь это индивидуальный язык композитора, который совмещает колорит народа и современные ритмы. Сейчас пошла такая хорошая тенденция, появляется идея и создается произведение. Это полезно для нашей профессиональной композиторской школы. Таких крупных работ, как балеты, в Казахстане за последние 30 лет написано очень мало. Сейчас я вижу тенденцию: что чуть ли не каждый год или два пишутся новые балеты, оперы, а это самые сложные жанры. Если такая тенденция будет продолжаться это очень хорошо.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть