Невидимые герои
"Муж подопечной напал на меня…" Социальные работники Алматы в свой профессиональный праздник поделились историями из практики
Неформальный форум Care Day провели в Турксибском районе Алматы. Здесь расположено сразу несколько кризисных центров для людей, попавших в жизненный водоворот. В праздничном зале - преимущественно женщины. Для уставших, выгорающих (не без этого!) соцработников - мастер-классы, как обуздывать стресс и обращать его на пользу.
Вдруг на сцену выходит мужчина на костылях, рассказывает: еще мальчишкой в этом же районе он попал под поезд, лишился обеих ног, сейчас с протезом. Не сдаться помог ему как раз соцработник. Не по графику приходил и не дежурно относился. Так вдохновил, что в 15 лет Серик ЕСМАТОВ и сам стал… соцработником! Только на волонтерских началах.

- Из новостей я узнавал, что человек попал в беду, схожую с моей, находил его и приезжал поддержать. Мне и самому это было нужно, мы обменивались энергией, мотивацией, становились друзьями. Таких людей у меня было 250 - и подростки, и взрослые. С кем-то мы поддерживаем отношения до сих пор. Есть те, кем я даже горжусь, - рассказывает Серик.
***
Зульфия ОМАРОВА - соцработник кризисного центра "Жансая" уже 10 лет.
- К нам поступила мама семерых детей, беременная восьмым. "Героический" папа однажды ушел с квартиры, которую они снимали, к любовнице. Причина: слишком много… детей. Оплачивать аренду сама женщина не смогла и оказалась на улице. Акимат предоставил ей дом, в котором жить было просто невозможно. Нам пришлось устраивать детей в школу и даже убеждать медиков поставить женщину на учет по беременности. Не хотят в наших больницах брать необследованных на позднем сроке, опасаясь осложнений.
Хрупкая и мягкая, Зульфия перевоплощается, если ее подопечная упирается в стену бюрократии. Но иногда и сама оказывается под огнем. Рассказывает: среди тех, кому она помогает, была одна "рецивистка" - из тех, что сначала уходят от домашнего тирана, а потом сами к нему возвращаются. Но в этом случае супруг был еще и наркоманом. Однажды под кайфом у кризисного центра он принял соцработника Зульфию за свою жену и напал на нее. Хорошо, центр тогда апробировал SOS-кнопки для полиции, да и коллеги рядом оказались - быстро усмирили агрессора.
- Где найти столько сердца и нервов, чтобы много лет оставаться в этой профессии?
- Когда я пришла сюда 26-летней девчонкой и на меня сразу упала и работа с людьми, и оформление документов, и работа с госструктурами, я была в шоке. А потом привыкла и поняла: это меня закалило. И, знаете, все эти истории еще больше учат меня ценить свою семью: устои, которые заложили мои родители (я из многодетной семьи), мою ене, которая меня поддерживает и относится как мама, моего мужа, детей.
***
- Я помню семью: дома голодно - на столе чай пустой, хлеб и сахар, и дети ели это как лакомство. Мне протягивают чашку, а я не могу сделать глоток. Муж - игроман, все из дома тянет. Но дома чистенько, значит, мама вытащит, если ей помочь. Такие женщины за любую работу берутся, начинают печь пирожки на продажу, лагман тянут. Через несколько лет она прилетела к нам, на чай пригласила - дома красота, кухонный гарнитур шикарный. Оказывается, взяла в аренду кафе. И муж при ней, - Алмаш КЕНТАУОВА приводит пример, когда рада результату своего труда. Она работает в районном Центре поддержки семьи - эта структура появилась в прошлом году как следствие пристального внимания государства к проблеме бытового насилия. В соцработники подалась еще в 1990-е. Ей, многодетной маме, и самой было непросто, да, наверное, так звезды сошлись: по специальности она техник - обогатитель золота, но уже почти три десятка лет обогащает человеческие судьбы.

- Я всегда старалась девчонок вывести из дома: на выставку, спектакль, на концерт. Чтобы нарядные, чтобы отвлечься от быта и душу свою прекрасным побаловать. Знаю теперь всех из мира культуры - мне же были нужны билеты, - смеется Алмаш.
Просим вспомнить ее яркую историю, а она приводит в пример вчерашний случай - слезы радости, которые сменили слезы отчаяния у женщины, обратившейся за помощью.
- Шестеро детей, одна из дочек стала падать в обморок. В поликлинике не помогают. В колледже взяли с матери расписку, что за ее дочь они не отвечают. А денег на частную медицину нет. Я в их поликлинику - они уверяют, что обследовали и ничего не нашли, но это же ненормально, это же ребенок! В итоге мы и узких специалистов нашли, и МРТ ей сделали. Нашли причину, начали лечение. Появилась надежда.
- Как вы так научились строить равнодушных специалистов?
- Доброе слово и настойчивость действеннее, - улыбается соцработник. - Социальная сфера - тяжелая работа, но людям нельзя дать упасть, и тем более духом!
- Мы видим, многие к этой поддержке привыкают: начинают требовать…
- Есть такие - кричат: "Дайте денег!". Я говорю им: "Вы рожали для себя, вы и должны поднимать детей. И так воспитать, чтобы и они вас в старости на улицу не выставили, а вернули любовь и заботу".
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Юлия ЗЕНГ