Грамматика любви
Самое сложное - это говорить с юными зрителями о любви через классику. Но творческая команда ТЮЗа имени Сац рискнула и сделала такую попытку.
Спектакль появился в рамках казахстанско-российского культурного сотрудничества, так что постановка была внеплановой. К тому же театр переживает сложное время ремонта - нет своей постоянной сцены, достаточного времени для репетиций. А задача была поставить что-то из русской классики, сделать это без нафталина и назидательности, но с пиететом. В итоге выбор пал на рассказы о любви Ивана Бунина. "Грамматика любви" собрана из нескольких сюжетов, никак не связанных между собой. Разве что все они показывают разную любовь, и не всегда трепетно-возвышенную. Тут и роковая страсть, и жажда обладания, и мучения нерешительности, и причудливое влечение, и поиск идеала женщины. Режиссер спектакля Ирина СИМОНОВА особенно выделяет слова писателя "Женщина прежде всего должна быть милой". Чтобы сказать такое, надо много выстрадать.

- Хотелось просто поговорить о любви, - рассказывает Ирина, - о том, какая разная она бывает. Мы постарались сохранить ту тонкую поэтическую интонацию, которой дышит проза Бунина. Автор воспринимает любовь как силу, способную вдохновлять и разрушать, приносить свет и боль одновременно. Именно эта многогранность делает его слово столь актуальным и сегодня. Наш музыкальный и поэтический спектакль построен как поток воспоминаний и чувств. Это коллаж образов и историй, в которых каждый зритель сможет узнать себя: первую влюбленность, горечь утраты, радость встречи или мучительную нерешительность. Конечно, спектакль еще заживет своей жизнью, обрастет смыслами, но уже на премьерных показах зрители очень волновались за героев и, что нас удивило, в зале было много взрослой публики.

Зрелище получилось по-тюзовски ярким, порой на грани гротеска, без громоздких декораций. Вместе с героями на сцене находится и сам Бунин - он пишет рассказы и иногда подсказывает героям, что надо делать. Если бы еще музыкальные вставки не останавливали действие, то его можно было бы назвать динамичным. Вот насколько новый спектакль будет интересен именно молодым, сказать сложно: у них другие тренды, другие скорости, совсем другое представление о любви, без копания в страданиях, тем более совсем взрослых, по их представлениям, людей. В любом случае спектакль, поставленный вне бюджетных денег, в эпоху ремонта, - это маленький подвиг и удача, с чем можно поздравить ТЮЗ.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО
Владимир ТРЕТЬЯКОВ

















