Как она посмотрела!
В Алматы стартовал второй сезон фестиваля QyzQaras Film, где кино, снятое женщинами, для женщин и о женщинах, меняет мир.
В этом году на казахстанском фестивале пройдут премьеры сразу 11 международных фильмов. Среди них и самый ожидаемый дебют Каннского фестиваля - первый режиссерский опыт Евы ВИКТОР с картиной "Прости, детка", очень обласканной критиками. Фильм иллюстрирует тенденцию, когда авторское кино уходит от политики или ожидания мировой катастрофы к человеческим историям, проживанию травмы, бережному отношению к себе и к окружающим.
Toxic режиссера Сауле БЛЮВАЙТЕ - литовская драма про буллинг и проживание своей телесности. По сюжету 13-летняя девочка из маленького серого городка, проходя через травму из-за своей хромоты, решает пойти в модельный бизнес.
И жуткий, опирающийся на мрачные сказки братьев Гримм, но современный боди-хоррор "Гадкая сестра", где героини решаются на страшные вещи ради соответствия стандартам красоты - вроде похудения с помощью ленточного червя.
Создательница фестиваля Малика МУХАМЕДЖАН считает, что он появился и вырос как раз по запросу от женщин - из маленьких, почти партизанских показов до большого проекта. Сначала в нем участвовали режиссеры, которых организаторы знали лично. Коллегам из других стран писали напрямую - честно, без прикрас рассказывая о себе и о своем, сначала камерном фестивале. Инициатива женщин из Казахстана была воспринята очень тепло. На фестиваль приезжали не только авторы из других городов и стран, но и зрители.
В казахстанскую программу в этом году войдут "Папа умер в субботу" (режиссер Зак АБДРАХМАНОВА), сериал "Ұлжан" Яны СКОПИНОЙ, "Пряники для моего отца, моего прадеда, ее деда" Алины МУСТАФИНОЙ и документальная драма "Атамекен" Жананы КУРМАШЕВОЙ, где режиссер, у которой документальный фильм дебютный, поднимает проблему не только людей, живущих на территории, близкой к Семипалатинскому полигону, но и особого пути казахстанской документалистики - от работы в стол до незаинтересованности прокатчиков.
Пройдет специальный показ фильма 1980 года "Жена ушла" от советско-кыргызского режиссера Динары АСАНОВОЙ. Это было запланировано еще на прошлом фестивале - показывать фильмы архивные, забытые и недооцененные.
Главный посыл фестиваля - возможность быть услышанными для всех. Авторов, даже начинающих, включают в общую программу без снисхождения. Чтобы девушки и женщины из любых, даже самых отдаленных регионов знали, что могут высказаться, могут дать старт творчеству без чьего-либо разрешения.
Посмотреть ленты, участвующие в фестивале, и присоединиться к дискуссиям можно до 31 августа в кинотеатре Arman и арт-пространстве Kerege.
Юлия ЗЕНГ, Алматы

Юлия ЗЕНГ