Еда и море
Приготовить борщ, когда плита с кастрюлями качается туда-сюда? Для Нонны ЛОБЖАНИДЗЕ это не проблема, ведь она кок на флоте
Как шутят некоторые капитаны, на судне непрерывно работают только повар и стиральная машина.
С раннего утра Нонна на кухне, готовит завтрак для команды. Только убрала посуду - уже нужно заниматься обедом, дальше - полдник и ужин, а еще нужно накормить ночных дежурных членов экипажа, полы помыть и порядок на кухне навести.
К слову, на Каспии работать очень сложно, он весьма неспокойный, особенно в зимний период, когда количество штормов увеличивается в разы, а высота волн порой бывает более 5-7 метров. В такие моменты многим хочется все бросить и завязать с морем раз и навсегда. Но у Нонны таких мыслей не возникает.
Вообще, Нонна окончила экономический институт, работала мастером производственного обучения. Когда в 2005 году начались сокращения, ей предложили поработать поваром на судне.

Женщина рассказывает, что попасть на флот было непросто. Во-первых, нужно пройти обучение, как пользоваться спасательными средствами, как выживать в экстремальных ситуациях. Нужно уметь хорошо плавать, приходится сдавать различные тесты, нормативы и экзамены по пожарной безопасности. Во-вторых, медкомиссия проверяет почти как космонавта, особенно если кандидат переступил определенный возрастной рубеж.
- Но самое главное даже не это. Я всегда считала, что не умею готовить, я никогда не готовила дома, этим занималась всегда моя мама. А когда пришла на судно, видимо, генетика грузинская свое взяла. У меня в Грузии дяди повара, дедушка тоже повар, так что готовка у меня пошла так, как будто всю жизнь у плиты стояла, - улыбается Нонна.

Заготовки с едой на корабль берут обычно на месяц. В портах можно что-то докупить при необходимости, но бывает, что вахты могут длиться и по три месяца. Тогда приходится стряпать из того, что осталось.
- Как правило, на обед мы готовим одно первое и несколько вторых блюд с разными гарнирами и салатами. Свежие овощи заканчиваются первыми. Бывают непредвиденные ситуации, когда помимо своего экипажа приходится кормить чужих моряков, поэтому стараемся продукты брать с запасом. У нас даже калькуляцию невозможно сделать, потому что люди должны быть сытыми всегда. Ведь организм у всех разный, кому-то одной тарелки борща за глаза хватит, а кто-то сытым будет только после первого, двух гарниров и салата, поэтому всегда и готовлю с запасом, - объясняет Нонна.

Сейчас Нонна работает на судне "Мангистау-3", которое занимается снабжением месторождения Кашаган. Мужчины на судне - а команда составляет около 20 человек - спокойно относятся к тому, что на корабле присутствует женщина, и в известную примету не верят.
- В мужском коллективе работать проще, хотя иногда не обходится без своих трудностей. Мужчины народ капризный, и если их что-то не устраивает, я им всегда говорю: вот начну готовить по разработанному меню, вмиг капризы прекратятся. У нас есть официально разработанное меню, но если готовить по нему, экипаж голодным останется. А наши мужчины на судне уже привыкли к разнообразному питанию, когда несколько видов салата, мясных блюд, гарниров, - говорит Нонна.

На судах, где экипаж составляет 15-20 человек, нет врача. Если что-то случится, то лечить больного придется повару. Поэтому все повара умеют оказывать первую медицинскую помощь, обладают знаниями и навыками, что и как делать в таких случаях. К счастью, серьезных заболеваний и травм у команды за время работы на судне у женщины не было, но нештатные ситуации случались. Как вспоминает Нонна, приходилось спасать тюленей, запутавшихся в браконьерских сетях, помогать другим судам искать тела утонувших людей, спасать рыбаков, лодки которых унесло в открытое море. А вообще, сплоченность и готовность всегда прийти на помощь - эта черта характерна для тех, кто в море. Лишние люди здесь надолго не задерживаются.
- Где бы я ни была, но при встрече могу сразу определить, что человек связан с морем. Даже не знаю, как это объяснить, но их видно - как правило, они очень спокойные, выдержанные. Все-таки работа в море накладывает свой отпечаток на характер. Как и манера вождения судов у каждого капитана своя. Опытный капитан сделает так, что даже в момент качки судно идет плавно и ты ее меньше ощущаешь, - делится женщина.

Несмотря на все трудности, наша героиня сразу поняла: работа в море - это для нее. Чувство свободы и простора - непередаваемое! Поэтому Нонну не страшат никакие шторма, и с морем она пока расставаться не собирается.
Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора и Нонны ЛОБЖАНИДЗЕ, Актау

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ