836

Вне зоны доступа никакого

В соавторах - реальность. История матери, которая одна поднимает четверых детей и ежедневно по нескольку часов добирается из пригородного поселка в Алматы на работу, вдохновила режиссера Тлека ЫРЫСБЕКА на документальный фильм. Автор, устроив показ фильма в Алматы, выложил свою работу в свободный доступ в интернет, чтобы виднее стали проблемы простых людей. Поэт и документалист, Тлек сам переехал из Китая в Казахстан в 2005 году.

Вне зоны доступа никакого

Место действия фильма - не такой уж и далекий от мегаполиса поселок Аксай, что в Илийском районе Алматинской области. Примечательно, что его жители неоднократно открыто говорили о своей самой главной проблеме - отсутствии общественного транс­порта. Аксай густонаселен, и работы на месте практически нет. Но местным приходится добираться до Алматы по нескольку часов и с большими ухищрениями. На попутках или поймав редко проходящий мимо автобус, который довезет до соседнего села.

Эти же мытарства проживает и героиня “Динаныњ балалары” (“Дети Дины”) Дина ТАГАБЕРГЕНОВА. Только живет она еще в большей полосе отчуждения - в дачном массиве “Сокол” близ поселка. Каждый день женщина отправляется в одно из алматинских кафе - моет полы и посуду, берется и за должность охранника - каждая копеечка ценна.

Обстоятельства закрутили жизнь Дины в сюжет, который никому не пожелаешь. Она приехала из Каракалпакстана 20 лет назад. Но в Казахстане ей укорениться так и не удалось. Женщина простая, она сама не понимает почему, но казахстанское гражданство она так получить и не смогла. Да еще и на мошенников несколько раз натыкалась.

Сейчас живет хоть и под крышей, но без адреса. Дом, в который ее пустили пожить в виде благотворительной помощи, тоже как будто находится в полосе отчуждения. Его не найти на картах, сюда не приезжает скорая и другие службы. Добираться до школы дети Дины могут лишь на попутках - рискованно, да и не по карману. К тому же в школу ходят только трое детей матери-одиночки, один из которых инвалид. А вот старший сын из-за перенесенной в детстве травмы вынужден постоянно находиться дома.

Такое кино обычно бывает обласканным на фестивалях, но снималось оно, объясняет режиссер, не для премий. Тлек -

документалист и человек не равнодушный. Он рассказывает, что, снимая фильм, направил запрос в поселковый акимат, чтобы решить вопрос с развозкой для детей или строительством новой школы, поближе к густонаселенным дачам. Ответ получил не­утешительный: школы пока в планах нет, а развозка может быть только платной. Поэтому главная цель его фильма - привлечь внимание общества к проблемам детей, которые не имеют доступа к базовым потребностям: медицине и образованию.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть