В 70 - не поздно!
Алматинцев Елену ПОДЛИПАЛИНУ и Станислава ПАНКОВА судьба свела уже в зрелом возрасте, когда о любви думать не принято. А они решили рискнуть
- Ухаживал он долго, словно присматривался, оценивал. А я возьми да и спроси: “И чего ты наблюдаешь? Что выискиваешь?” - вспоминает Елена Федоровна.
Сегодня эта история в семье - повод для шуток.
- Я искал недостатки, до сих пор ищу их иногда. Не нашел и не нахожу, - подключается к разговору Станислав Иванович.

Я часто пишу про алматинские центры активного долголетия, куда пенсионеры ходят как на работу. Или как на шопинг, где глаза разбегаются и хочется схватить все курсы: английский, йога, театр, тренировка памяти и даже грядки для тех, кому именно этого не хватает. Но главное, о чем говорят завсегдатаи, - общение. Столько людей, судеб, историй, характеров. Хихикая, мне всегда рассказывают, что у них и парочки появляются. Хотя любовь здесь, скорее, побочный эффект. Вот только найти тех, кто готов рассекретиться, непросто: афишировать личную жизнь в таком возрасте?! Что скажут дети-внуки…
Встречу с Еленой Федоровной и Станиславом Ивановичем мы назначали несколько раз. И все срывалось - Елена то пакует чемоданы в Китай на фестиваль по ушу, то в Алматы готовит группу бабушек на большой фестиваль “Пики Тянь-Шаня”. А недавно парочка влюбленных снова нас прокатила: звонят - голоса довольные, умотали кататься на горных лыжах.

- Вы простите, у меня всего один выходной в неделю. А погода такая - грех не воспользоваться, - извиняется Елена.
Эту пару Амур загарпунил не стрелой - лыжной палкой. Зиму ждут и при каждой возможности поднимаются в горы: надышаться кристально морозным воздухом, налюбоваться пейзажами, почувствовать скорость и драйв. Весной и летом гуляют по популярным маршрутам. Любимый - так называемая пенсионная тропа.
- Маршрут очень удобный, подъем пологий. Правда, не так давно мы заметили там ограждения. Неужели сделают платный вход? - переживает заводная парочка.
Хохотунья-хозяйка вспоминает одну из их первых встреч.
- Договорились сходить в горы с товарищем - он узнал, что и Стас, и я горы любим. Ну и мы согласились. На улице минус 15, а я два часа стою на своей остановке: они ждут автобус, а я - их. 211-й - маршрут в Алматы капризный, ходит через раз. Хорошо свидание! Наконец в автобус сели: тепло, благодать. За спиной слышу ворчание Стаса: “И чего хорошего? Холод собачий”. Я поежилась: ну что за сложный человек? Проняло его только тогда, когда увидел горное солнце. Тогда и мужчина оттаял, - смеется Елена.
Симпатия получила очертания на занятиях по цигуну: она преподавала, он вникал. И сегодня дома у пары столько отсылок к китайской тематике! На потолке китайские фонарики, на стене веер - и это не просто элемент декора или дамская безделушка. На занятиях по тайцзицюань ими учат управляться мастерски, и это боевое оружие: вырос в темном переулке лиходей, а ты ему ка-а-ак хрясь! Замечаем на холодильнике гонг.

- Можно супругу давать сигнал “в бой”, то есть к обеду, - шутит Вера, наш фотокор.
- Не хочу хвалиться, но мою стряпню он очень любит. Например, “молодильные” сырники, которые относят его в детский сад. Частенько встает вместе со мной готовить - тесто для пирога, например, замесить. Это магия на двоих. И мне весело смотреть, как удивляется он всему да как нахваливает. Мы из разных миров: я вегетарианка, а Стас не прочь котлеток отведать. Но мы находим компромисс: готовлю и то и другое, - рассказывает Елена.
Ушу, цигун и тайцзицюань - любимая тема для разговора. Когда-то в это завораживающее искусство Елена сбежала из IT-отдела банка. Съездила на Тибет. Вела занятия. Теперь четыре раза в неделю бежит на занятия в центр.
- Занятий было еще больше, но я взмолилась: снизьте нагрузку, не успеваю пожить для себя! Тем более сейчас. Мне попытались найти напарника, мужчину-тренера. Он раз пришел, два и сбежал. Непростой народ - старички. Кого-то их энергетика опустошает, меня - заряжает. Но иногда и я руками развожу. Поразил случай: к нам дети привозили каждый день старичка 95 лет “пообщаться” - не ходячего, он молча весь день сидел в уголочке.
Знаете, когда только открылись точки, где пожилые могут заниматься, были такие, которые с утра до вечера ходили по всем возможным курсам. Бесплатно же, да и интересно. Домой шли выжатые - целая трудовая смена. А утром не успеют двери открыться, они уже здесь.

Есть еще дело - спозаранку мчать на автобусе в парк первого президента. Там у нее волонтерский долг: собрала группу, приучила к движению, не бросать же их теперь. Станислав Иванович называет эти встречи “утро в деревне” и… прогуливает. Зато вечером всегда встречает любимую после занятий - переживает и ревнует.
За спиной у каждого целая жизнь. У Елены - неудавшийся ранний брак, дочка, внучка. У Станислава - несколько попыток найти семейное счастье, дети. Когда после 70 решили попробовать еще раз, боялись осуждения родных.
- Первой Стаса приняла кошка Рыжка - она его даже до лифта провожает. Да и дочка - они с внучкой сейчас живут в другой стране - даже обрадовалась: очень переживала, что мне одиноко, - рассказывает Елена. - Но в этом вопросе у моих ровесниц мнение расходится. Одни говорят: “Зачем тебе сейчас нужен какой-то дед? А вдруг болеть начнет? Еще за ним ухаживать. Пожить бы для себя!” Другие настаивают, что нужно непременно отношения зарегистрировать. Но это для нас не так важно - не хотим приземлять романтику, наверное. Интересы общие у нас уже есть - весело живем. Но есть и забота: когда на Новый год я, развешивая шторы, упала с лестницы, испугалась - привыкла долгое время полагаться только на себя. Эх, думаю, что же делать в праздники... А Станислав Иванович узнал, примчался бегом. Взял на себя и уборку, и праздничный стол. Поняла я тогда: в любом возрасте человеку рядом необходим человек.

В изящные чашки льется чай “Золотые брови”. Чайник глиняный, правильный - одобрил бы самый придирчивый знаток чайных церемоний.
- Разбился он у меня, а Станислав Иванович склеил, - с любовью говорит хозяйка. И речь тут, конечно, не только о кухонной утвари.
Юлия ЗЕНГ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ и регионального центра “Культура Тайцзи Цигун”, Алматы

Юлия ЗЕНГ