761

Свет в его окнах

Айдос ОМАРОВ делает светильники в виде обычных панельных домов Алматы. И они разлетаются по всему миру.

Свет в его окнах

В мастерской Айдос собирает очередной заказ и рассказывает, что на днях такой уникальный светильник поедет в Бостон, в США. Хотя изначально казалось, что подобные работы нужны только алматинцам, оказавшимся, как и сам мастер, в Астане.

На самом деле это история о том, как можно изменить жизнь. Айдос родился в семье художников, всегда любил что-то мастерить, рисовать, придумывать, но у парня были хорошие математические способности. И в итоге он пошел на финансово-экономический факультет, много лет работал в банковской сфере, стал высокопрофессиональным аудитором, который много раз распутывал экономические преступления. Вот только большого удовольствия такая работа не приносила.

- Всю жизнь меня тянуло к творчеству, - рассказывает Айдос, - и постепенно я начал сдаваться, в итоге и вовсе ушел из банка…

В свободном плавании мастер долго искал себя - делал скульптуры, таксовал, пытался заняться производством детской мебели. В итоге купил помещение под мастерскую и начал выпускать гипсовые копилки. Даже вносил юмор в это простое занятие. Например, его хит - копилка в виде опоры ЛРТ Астаны. Пробовал делать копилки в виде домиков, тоже со смыслом. А потом вспомнил, что у родителей в Алматы хранится старый светильник в виде гостиницы “Казахстан”, одно время они были очень популярны. Попросил прислать, чтобы сделать копилку в виде этого здания, а потом подумал: почему бы не делать такие светильники?

- К тому моменту я уже понял, что гипс очень капризный, дает много брака. А я перфекционист, люблю, чтобы все было идеально. Поэтому год назад купил лазерный станок для работы с деревом и фанерой, долго осваивал его и несколько месяцев назад попробовал сделать ту же гостиницу “Казахстан”, но уже собранную из фанерных деталей - больше 100 штук. Получилось здорово. Правда, пришлось параллельно многое узнать про электричество, чтобы правильно собирать начинку.

Айдос - коренной алматинец, но столица его не отпускает. Сначала пришлось переехать в столицу за банком. Потом, когда бросил работу, вернулся в Алматы, но познакомился с девушкой из Астаны и вернулся уже, чтобы жениться. Кстати, жена помогает ему, вдохновляет и больше всех радуется новым работам мужа.

После гостиницы появилась обычная панельная девяти­этажка. Уже скорее как предмет интерьера, который украшает комнату и вечером мигает окнами разного цвета. Айдос вспоминает, что эти уже привычные нам здания поначалу казались верхом комфорта и постепенно вытеснили хрущевки. Дома были с лифтами, затейливыми балконами, еще и украшенные панно.

Тема домов-светильников не нова, она популярна во всем мире, но Айдосу показалось, что такие объекты, да еще сделанные вручную, придутся по душе вечно ностальгирующим алматинцам в Астане. А вот столичные здания особо не вдохновляют автора, они ему кажутся или слишком помпезными, или растиражированными. Заказывают такие светильники чаще всего в подарок именно алматинцы, но отправляют друзьям в разные страны. Работа у Айдоса кропотливая - только сборка и покраска деталей дома занимает больше 12 часов.

- Дело в том, что мне важно сделать такой домик не глянцевым, а максимально похожим на настоящий: с трещинами между плитами. Поэтому крашу в шесть этапов, причем все 160 рам девятиэтажки отдельно. Потом вставляю пленку и изнутри придаю окнам разные оттенки, чтобы, как в жизни, светились они по-разному. Ведь это не столько дом, сколько теплые воспоминания. С каждым заказом связана своя история. Вот сейчас девушка из-за рубежа хочет, чтобы я сделал определенный дом, в котором она жила в Алматы, жду от нее фотографии. В банке скучно было работать, а это дело мне нравится. Такой труд больше радости приносит и мне, и людям.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть