Ветер помнит
В Алматы провели мотогонку, посвященную памяти тренера Вячеслава ЯНОВСКОГО. Спортсмены сами организовывали мероприятие - дело чести и дань уважения. Ведь Петрович вырастил целую плеяду отличных мотокроссменов и долгое время сам, исхитряясь найти спонсоров, проводил соревнования.
Организаторы турнира памяти были шокированы, когда узнали, сколько народу хочет зарегистрироваться на старт. То, что планировалось как междусобойчик, стало международной мотозарубой.
Грустно было смотреть на словно осиротевших гонщиков. Вячеслав Петрович умел поднять настроение вечными шуточками. Мотоспортом болел, спортсменами восхищался. На одном из последних заездов рассказывал:
- Со стороны это кажется легким, но дается не каждому. Прыжки, скорость. Но если ты преодолел внутренний барьер, совершил победу над собой, дальше уже будешь побеждать и остальных.
Знаменитая Лысая гора близ поселка Каргалы стала местом для проведения мотокросса полвека назад. Разве что с годами ей приходится все больше ужиматься - теснят спортсменов со всех сторон латифундисты. На трассе не протолкнуться. Только спортсменов-участников 140 человек, а с ними болельщики и группа поддержки. Мотокросс затягивает, увлекается один член семьи - подтягиваются и остальные. Поэтому на гонки всегда приезжают диаспорами, в фургоне “мотик” и походная утварь. Героические женщины - жены и матери мотокроссменов, колесят от старта к старту.
И тщательно прячут волнение - есть маленькие участники, которые мотоцикл-то до старта дотащить не могут и в седло взбираются с пенечка-подставки. Но как только взревет мотор…
Самые юные мотокроссмены (от 6 лет) выступают в классе, где объем двигателя у мотоцикла не должен превышать 65 “кубиков”. Борьба за лидерство и тут развернулась нешуточная. Прошлогодний победитель девятилетний Артур БЕРГМАН (самый юный спортсмен своего клуба) заприметил на трассе соперника. Давид ПОЛГОРОДНИК решил выжать максимально возможный результат, и практически до финиша ребята шли колесо в колесо. Артур обошел противника всего-то на метр.
Среди девушек лидировала Дарья ЛИ. В мотоспорте девушка с 14 лет. И кайфует не только от скорости и драйва.
- Мне нравится разрушать стереотипы. Все говорят: спорт этот для мужчин. Я доказываю, что здесь может реализоваться каждый, - признается Дарья.
Буквально два года назад мотодевчонки устроили настоящую гендерную революцию. Требовали выступать в отдельном классе - так стимула больше. К счастью, соперниц у заряженных гонщиц уже достаточно. Правда, пока больше всего девушки выбирают эндуро.
Самым многочисленным и приковавшим к себе внимание стал новый (диктует время и засилье техники из Поднебесной) класс Китай-мото. Лидер гонки - россиянин Алексей ЗУБКОВ. Впрочем, уже почти местный - у нас он тренирует детей.
Всегда волнительно наблюдать за стартом гонки: ребята стоят стеной, опускается барьер, летит во все стороны грязь. Гепарды мотомира группируются - уже с первых секунд можно определить лидера. Скорость на трассе - под 70 км/час, но развивают ее лишь на прямых участках трассы. А на поворотах и виражах душа у зрителей в пятки улетает - кажется, еще немного, и гонщиков просто выдует с трассы. Падений тут не боятся и относятся к ним философски. А как еще вырасти? Улетел с трассы и заставил всех разом охнуть Радмир МАШЕЕВ. Но парень оказался неубиваемым и уже во втором разъезде снова уселся на своего железного коня и даже приехал к финишу третьим.
Победителями стали Тамерлан КУЛМАНОВ в классе “125”, Никита КАРНАУХОВ в классе Open, Виталий ПОПОВ в классе ветеранов.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА и предоставлены организаторами гонки, Алматы