2484

Верблюды, пери и худи в цвет расписной стены - в Алматы прошел самый неформальный фестиваль городских стрит-художников.

Класс-покрас
Стрит-художник Глеб СУРДИН за работой.

Несколько десятков адептов искусства граффити делились опытом и мечтами. Особенно радушно “старички” с баллончиками встречали молодежь - им даже в конце тусовки отдали кучу банок с красками. Пусть творят и развиваются.

Устроили тусовку, которую здесь называют “покрас”, ребята из объединения 180.prod, это продакшен молодых начинающих художников. Вместе легче заявлять о себе. Судите сами: в мире часто проводятся большие фестивали граффити-искусства, но Казахстан на них представлен слабо. А вместе можно и порт­фолио создать, и обозначить бэкграунд, и выдвинуть кандидатуру для поездки.

- Художники-граффитисты - это ведь не всегда хулиганы, которые портят стены и бегают от полиции, - улыбается организатор феста художник Александр ВОРОНЦОВ. - Есть у нас свой кодекс чести: не рисовать на зданиях после свежего ремонта, не нарушать целостный образ частного заведения. Рука тянется к баллончику с краской, когда объект уж совсем серый, страшный, обшарпанный. А после нашего воздействия меняется и может украсить урбанистический пейзаж. А еще ни один уважающий себя художник не пройдет мимо трафарета (надпи­сей на стенах и заборах с рекламой наркотических средств или сайтов с секс-услугами. - Ю. З.) - мы всегда их не просто закрашиваем, а полностью скрываем под шрифтом или рисунком. Категорически не хотим ассоциироваться с этой историей!

- А вам не обидно, когда ваши художества закрашивают? Коммунальщики, например, или другие художники?

- Ну что вы - хорошие граффити живут в фотографиях.

Стрит-арт теперь диктует новый стиль в оформлении городских объектов.

Дизайнер Сергей РАДЧЕНКО расчехляет и устанавливает на столе своих походных “девочек” - так ласково называет миниатюрные швейные машинки. Дизайнер в моменте создания новой неформальной коллекции - сегодня родятся худи и перформанс. Для этого он сначала развесил на стене кусок материи, расписанной в стиле граффити, прошелся по ней с лекалом и ножницами, зарядил катушку ниток, и понеслась. Бывали в жизни художника периоды скучной кройки и шитья - шил униформу, когда ни шага в сторону. Но здесь фантазия разбегается.

- Уже несколько подобных вещей ушло в народ, - это красиво, необычно. Не просто вещь - произведение современного искусства, - кроит и делится планами Сергей Радченко. - А в них - модный показ всех созданных на тусовках и по вдохновению изделий.

Леонид ЧИНАЛИЕВ переносит на городские улицы восточную эстетику - плывущий по песку караван, раскаленное солн­це. У нас много художников, которые готовы добавить в работу местных специй и колорита - так у Казахстана появляется свой стиль в граффити.

Старается диджей. Но для счастья этим ребятам в заляпанных краской вещах много не нужно - была бы свободная стена для творчества. Ее и предоставил один бизнес-объект. Творцы с баллончиками краски не скрывают: искусство граффити сегодня уже диктует деловой сфере некоторые правила игры. И стрит-художников нередко не гоняют от гладких стен, а, наоборот, приглашают их расписать, предоставляя полную свободу творчества. Эта эстетика веет свободой, она нравится публике и придает заведению особый шарм.

- Мы не вливаемся в какой-то жанр, а создаем его сами, - отмечает художник.

И все же граффити - это искусство, которое нельзя до конца причесать и узаконить. И в сообществе немало тех, кто никогда не возьмется за коммерческий объект, а рисовать предпочитает исключительно нелегально. Mady как раз из таких художников. При этом свою тайную творческую жизнь парень совмещает со вполне размеренной и даже строгой работой. Он тренер в спортшколе. Но даже ученики не знают, где бывает их преподаватель, скрыв лицо за балаклавой. Один из недавних и самых интересных объектов - роспись стены на 20-м этаже недостроенного здания. Проникли туда художники тайно, а рисовали, спустившись на подвесных платформах. Кстати, после их художеств вход на объект закрыли. Что тоже хорошо.

Юлия ЗЕНГ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть