226

Сколько запасов таит айранколь?

Наш корреспондент отправилась в поселок вахтовиков посмотреть, как сегодня добывают нефть

Сколько запасов таит айранколь?

Когда в конце 1970-х геологи-нефтяники нашли в Жылыойском районе Атырауской области новое месторождение, долго не думали над названием. Из-за множества белых соляных озер, издали напоминающих разлившийся кисломолочный продукт, сразу пришло в голову: Айранколь. Такую предысторию поведали специалисты компании, разрабатывающей многопластовое нефтегазовое месторождение в этих местах.

Айранколь находится в 40 км западнее от Кульсары. Разрабатывает месторождение компания “Каспий нефть”. В этом году сюда весной доходила большая вода, дорогу размыло, сейчас в компании заняты восстановлением проезда до месторождения.

Земля - голимая степь и соль. Диву даешься, как удалось вырастить в вахтовом городке деревья? “А мы специалистов приглашали”, - поведал ведущий инженер-эколог Махамбет АЛИМКУЛОВ.

 По его словам, озеленение территории месторождения входит в социальную ответственность компании. И если в 2021-м высадили более 200 саженцев, то в прошлом году - без малого полтысячи. В этом уложили порядка 600 квадратных метров газона. Помимо озеленения “Каспий нефть” внедряет технологии для минимизации воздействия на окружающую среду - в нынешнем году запланировано возведение канализационно-очистного сооружения. После обработки очищенную воду собираются повторно использовать для подготовки товарной нефти и полива деревьев.

- К тому же, несмотря на выполнение минимальных требований по выбросам вредных веществ в атмосферу, планируется проведение опытно-промышленных испытаний для дальнейшего снижения выбросов, - уточнил эколог.

А еще в перспективе реализация пилотного проекта по внедрению возобновляемых источников энергии - установка солнечных панелей для вахтового городка. К слову, компания вырабатывает свою электро­энергию и не зависит от регионального монополиста АО “Атырау-Жарык”.

Каждые две недели работники сменяют друг друга: в отличие от многих других нефтедобывающих компаний, где вахта длится 21 день либо месяц, на Айранколе щадящий режим. Когда мы прибыли, здесь трудились 100 сотрудников. Всего в компании более 200 работников. Для вахтовиков не только посажен сад, но и возведена сауна, есть спортзал, жилой комплекс (причем не вагончики, а полноценное здание), административный блок. И, конечно, столовая. Попробовали, чем обедают нефтяники. В тот день на выбор предлагалось отведать борщ или уху, плов, мясо с разными гарнирами, картофель тушенный с мясом, овощи, несколько видов салатов. Как отметил заместитель гендиректора по производству Альнур ШАМШИЕВ, повара стараются, чтобы на протяжении 14 дней вахты еда была разнообразной.

Из вахтового поселка мы отправились к месту нефтедобычи. Но, как работают нефтекачалки, я так и не увидела. На Айранколе они сейчас находятся на так называемом кладбище качалок, которое теперь является чем-то типа фотозоны для приезжих, потому как здесь используется новый метод и оборудование.

Нас привезли к скважине №172. Там работает не нефтекачалка, а современный скважинный насос. “Здесь более глубокая скважина - большое содержание нефти на глубине почти 1,5 км”, - пояснил замдиректора компании.

Старые качалки отправились на “кладбище”.

- В целом нефтедобыча по 2200 тонн в сутки, - продолжает Альнур Шамшиев. - Всего у нас 200 скважин, и они управляются из информационно-аналитического центра. Заметили, наверное: тут рядом работников нет. У нас насосы подключены к центру, и за всем процессом наблюдает дистанционно пара человек.

Позже мы побывали и в информационно-аналитическом центре. Перед дежурным и его помощником - все месторождение как на ладони на нескольких больших экранах. Можно навести курсор и посмотреть, как идет работа на той или иной скважине. Сколько выкачано, сколько еще осталось. По словам Шамшиева, “Каспий нефть” первой из нефтедобывающих компаний внедрила эту современную систему.

Все скважины управляются из одного центра.

- Мы отгружаем нефть в систему “Казтрансойл” по неф­тепроводу Узень - Самара -Новороссийск. Часть отправляем на экспорт, часть - на Атырауский НПЗ, - добавляет Альнур Шамшиев.

К слову, отделенный (попутный) газ через винтовую установку идет по системе газопровода и используется для нужд вахтового городка и промышленного оборудования. “То есть сжигания на факелах нет?” - поинтересовался атырауский экоамбассадор Арман ХАЙРУЛЛИН и, получив отрицательный ответ, удовлетворенно кивнул.

Месторождение открыли в 1979-м, но лишь в 2000-м начали эксплуатацию. Мы спросили напрямую: сколько еще запасов таит в себе Айранколь?

- Остаточных запасов на сегодня - 5 млн 800 тонн. Всего было 17, 11 млн тонн мы добыли, - сказал Альнур Шамшиев.

И добавил, что в 2029-м конт­ракт на нефтедобычу закончится, но “по ощущениям нефти тут еще достаточно”.

- Мы постоянно в поиске новых нефтегазоносных участков. В этом году за счет пересчета запасов нам удалось на 3 млн тонн увеличить запасы нефти на Айранколе, - объясняет Альнур Шамшиев. - Планируем пробурить в этом году поисковую скважину на глубине 2,2-2,5 км, существующие скважины пробурены примерно на 1,4 км.

“Каспий нефть” входит в топ-10 крупнейших недропользователей и является 20-м крупнейшим налогоплательщиком страны среди всех компаний Казахстана по результатам 2022 года. Всего за период с 2014 по 2023 год АО “Каспий нефть” выплатило 551 млрд тенге налоговых отчислений.

Дословно

Касым-Жомарт ТОКАЕВ:

- Актуальна и задача дальнейшего развития нефтегазохимической отрасли. Мы начали реализацию крупных производств по выпуску полипропилена и полиэтилена… Предстоит расширить мощности и диверсифицировать газотранспортные маршруты…

Для успешного развития отрасли предстоит в кратчайшие сроки внедрить действенные стимулы, направленные на обеспечение возвратности инвестиций, включая предоставление адекватных тарифов и оптовых цен. Такие условия крайне важны для новых инвестиций в геологоразведку газовых месторождений.

Из послания главы государства народу Казахстана

Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау

Поделиться
Класснуть