Под яблочным соусом
Яблоки в качестве аппетайзера раздавали “с порога” гостям гастрофестиваля Almaty Food Fest. Да и командам 50 ресторанов-участников было задано представить в блюдах яблочную палитру. В итоге лично мы зафиксировали паштет из гуся с мочеными яблоками, камамбер с яблочным соусом, сорбет из яблок…Это вполне может стать главной фишкой праздника вкусной еды на родине яблок!
В этом году гастрономический фестиваль проходит уже в третий раз. Площадь у Дворца Республики бурлит вкусами и ароматами. Иностранные фуд-блогеры пытаются уловить казахстанский колорит. И теряются. Понимать нужно: культура и история страны создали мощный микс из кухонь и предпочтений. Поэтому никого, кроме иностранцев, не удивляет соседство сочного стейка с веганским бургером или закопченного казана с пловом с тем же рисом и мясом на сковороде, но уже в духе паназиатской кухни.
Правды ради стоит отметить, что и на фесте не обошлось без представителей быстрой еды - бургеры и донеры непостижимым образом внедрились в ряды рестораторов… Приехали не удивлять, а зарабатывать. Какие уж тут изыски?
Радовали участники, которые подходили к делу с огоньком. Николай РОМАНЕНКО приехал на фестиваль на… печи. Она у него закреплена на колесах и везет туда, где жаждут отведать пиццу. Такое вот у человека хобби. Печь эту по технологии прямиком из древних Помпеев он сделал своими руками вместе с мастером. Температура внутри 350-400 градусов, готовится пицца моментально - всего за 90 секунд.
- Сейчас вы попробуете поцелуй пчелы! - Андрей КАТАЕВ надевает цилиндр Короля печений. К королевскому столу слетаются барышни, ведь у его выпечки есть секрет - от нее не растут бока и цифры на весах. Орехи, кокос, яблоки и даже острый перчик. 10 лет назад Андрей ушел в выпечку как исследователь - экспериментирует с сочетаниями ингредиентов и находит старинные рецепты. Самый старый, например, 1475 года!
С такой же долей авантюризма подходит к поиску новых вкусов и французский шеф-повар, обладатель звезды Мишлен Жером КУСТИЯС. Он отправляется за ними на… мотоцикле. Мечтает прокатиться и по Казахстану - узнать, как и чем кормят у нас за пределами больших городов. Из открытий, уже совершенных, - баурсаки. Жером просто влюбился в них: солнечные, с пылу с жару. К тому же не хуже французского багета сочетаются с вином.
Азартный момент - битва шефов. Повара из стран - участниц ШОС должны выдать лучшее блюдо для посиделок в духе барбекю. Вот только набор продуктов для этого засекречен, их вынесли на сцену в черном ящике. Включили таймер на полтора часа, и началась магия. Кусок говядины, горка овощей и полет фантазии. Непросто готовить у всех на глазах, да еще и без своего родного ножа! Жюри оценивало блюда по 100-балльной шкале - вкус, подача, смелость шефа.
Забавно, что до битвы мы расспрашивали: кому комфортнее работать на кухне - мужчине или женщине. И многие признавались: мужское это дело - запара иногда бывает такая, не выдержит женщина стресса, а тем более в Азии. Но конкурс опроверг мужские теории. Выиграла его шеф-повар из Ирана Фатима АЛИЗАДЕ (не только повар, но и писатель - готовит в печать книгу о кулинарии).
Второе место получила Назира АЛИМАТОВА из Узбекистана.
И лишь на третьем - шеф из России Антон КРУПЕНИН.
Но гастрофест - это не только про угощения. До него гости и хозяева фестиваля провели круглый стол, где рассказали о проблемах тружеников кухни. Основная - дефицит кадров. Конечно, в закусочных и столовых рабочих рук хватает. А вот рестораны испытывают настоящий кадровый голод.
- Это раньше мы могли выбирать. Сейчас берут всех с руками и головой. В крайнем случае постоит на картошке, - раскрывает карты профессиональный шеф-повар Светлана ХАНИНАЕВА. - А ведь кухня - это социальный лифт, можно заработать и деньги, и имя. Я на кухню пришла в 28. В 39 у меня свой ресторан.
Заместитель директора алматинского колледжа индустрии туризма и гостеприимства Лилия РАХИМГЕРЕЕВА поделилась своей статистикой:
- На 4-м курсе работает уже 40 процентов наших студентов - это приветствуется. По окончании обучения трудоустраиваем около 80 процентов. Однако уже через год половина из них бегут из профессии. Недовольны зарплатой - она на первых порах около 200 тысяч тенге. Уходят в курьеры, - признает Лилия Рахимгереева.
Юлия ЗЕНГ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы