1672

Станет ли “маленькая страна” большой деревней?

В единственной в стране социальной деревне, расположенной в Атырауской области, наконец закончили разгребать мешки с песком, предназначавшиеся в качестве защиты от большой воды, и теперь потихоньку восстанавливают привычную жизнь. Недавно сюда приблудился жеребенок, видимо, отбившийся от стада. Здесь всех принимают, в том числе и животных.

Станет ли “маленькая страна” большой деревней?

- Только недавно распустили наш Ноев ковчег, - грустно улыбается Ерлан КУМИСКАЛИЕВ, основатель проекта. - Мы же думали, нас всех затопит, ведь деревня граничит с речкой. Сколько нер­вов и труда потратили!

В апреле, когда большая вода только начала прибывать, Ерлан решил никуда не уезжать в отличие от многих жителей Атырау. Всю живность собрал в конюшне, укрепил ее так сильно - чуть ли не крепость получилась. Помогали в этом его же воспитанники. А куда от воды бежать, ведь столько лошадей, кошек и собак!

Свой проект Ерлан Кумискалиев назвал “Атырау. Маленькая страна” и направил все силы на создание социальной деревни. Утверждает, что это будет первое подобное поселение в стране. Находится “Маленькая страна” в районе Талгайран, пригороде Атырау.

Ерлан в начале 2010-х на личном энтузиазме решил помогать горожанам восстанавливаться после травм, инсульта и других болезней с помощью общения с животными - собаками и лошадьми. Пациентами канистерапевта стали преимущественно дети с ДЦП и другими врожденными заболеваниями. Результаты радовали, и в 2013 году власти предоставили ему для центра в доверительное управление двухкомнатную квартиру в отдаленном районе города. “Маленькая страна” стала развиваться, и в 2018-м Ерлану выделили пять гектаров земли за городом.

С тех пор на участке появились конюшня и манеж для иппотерапии, беседка для терапии с кошками, беседка для канистерапии, приют для бездомных животных и, наконец, первое жилое здание, рассчитанное на восемь человек. Здесь смогут проживать те, кто проходит реабилитацию. Пока они приезжают сюда на сеансы.

По словам Кумискалиева, социальная деревня уникальна еще и тем, что ее помогало возводить население.

Идею социальной деревни он подсмотрел в Абердине, в Шотландии, куда его пригласила землячка, прочитавшая о “Маленькой стране” и предложившая работать по модели Кэмпхилла.

- Когда я приехал в Абердин, увидел приют Кэмпхилл, конечно, вдохновился. Мы сейчас развиваемся по его модели. К сожалению, мы живем с тем багажом, что оставили нам еще 30 с лишним лет назад. До сих пор у нас принято детей-инвалидов прятать в интернаты, не показывать обществу. А мы хотим, чтобы наши дети как можно скорее получили багаж практических знаний. Сегодня работаем с воспитанниками специнтерната №3 - подростками с тяжелой умственной отсталостью, от которых отказались родители в свое время. Хотим дать им шанс выйти в люди, создать условия, чтобы жили в нашей “Маленькой стране”, а не в интернате, - говорит Ерлан.

Предполагается, что в соцдеревне такие дети и подростки обретут навыки самообслуживания: научатся стирать одежду, приводить себя в порядок, а потом освоят и более сложные задачи.

- Для нас очень важно ребят реабилитировать и доказать, что они имеют шанс жить в обществе, - продолжает Кумискалиев.

Он договорился с поварами, что часть молодежи будет трудиться на разносе продуктов. Их также учат ухаживать за лошадьми-иппотерапевтами. Минувшей осенью дети с синдромом Дауна открыли с помощью старших специальную теплицу, сажали микрозелень, появился интерес выращивать, поливать, а потом и пробовать.

- У нас подрастает фруктовый сад. За ним нужно ухаживать, что и смогут делать воспитанники. Есть производство биогумуса, и мы бы хотели, чтобы в этом деле тоже участвовали ребята. Есть в нашей деревне приюты для бездомных животных, за которыми требуется уход. А знаете, как трудно найти доярку? Я и подумал: есть у нас такие воспитанники, которые смогут научиться азам дойки. Таким образом они обретут работу - я говорю о тех, кому уже больше 18 лет. Словом, мы ничего не изобретаем, просто хотим социализировать таких людей, поэтому и называемся социальной деревней, - объясняет энтузиаст.

Ерлан сейчас содержит деревню на гранты, которые выигрывает в конкурсах соцпроектов крупных нефтяных компаний. С воспитанниками тут работают чуть больше десяти сотрудников. Они получают зарплату, когда Ерлан выигрывает грант. Иного дохода нет - для пациентов реабилитация бесплатна.

Результатов у его воспитанников немало - есть чем гордиться.

- К примеру, Ернура САТЫБАЛДЫ привели к нам малышом. Проходил канистерапию, иппотерапию. Последовало значительное улучшение. И мы совместно с управлением спорта и физкультуры решили: в пример таким же, как он, детям с ДЦП создать центр по подготовке спортсменов по параконному спорту. Сегодня центр успешно действует. Наша паракоманда - одна из сильных в Казахстане, мы регулярно участвуем в Кубке Казахстана, завоевываем золото! - добавляет Ерлан.

Поначалу такие ребята самостоятельно не могут даже к лошади подойти, и на иппотерапии их обслуживают три человека. Впоследствии могут уже сами ездить верхом и даже показывать сложные программы по паралимпийской выездке.

- И когда видишь ребят на пьедестале, когда им вручают медали - это счастье! Всего мы подготовили пять чемпионов Казахстана. И это успех! - не без гордости говорит Ерлан.

Сейчас государственной поддержки у “Маленькой страны” нет. Заместитель акима Атырау Нуржан ЕРМУХАНОВ дал понять: если выделили участок, значит, власть уже позаботилась о них.

- Мы также предлагали этой социальной деревне участвовать в конкурсе госзаказа от акимата. Но общественник сам не желает, видимо, - говорит представитель власти. - Однако от того, что делает Кумискалиев, большая польза!

- Нам приходится выполнять работу, которую должно делать государство, - реабилитируем граждан, страдающих от того или иного недуга. Мы помощники государства в этом. Почему же не сделать нам каких-то привилегий? Ведь при каждом приезде министра, мажилисменов местная власть везет гостей к нам показывать, как у нас люди социализируются. На этом внимание акимата заканчивается, - сокрушается Ерлан.

Но руки от этого у него не опус­каются, он верит, что постепенно их загородный реабилитационный центр превратится в настоящую маленькую страну, где будет уютно и комфортно всем.

…Когда я покидала деревню, заприметила Машу и Майру.

- Да, так забавно назвали кобылу и жеребенка, которые в разное время к нам прибились. Майру недавно нам принесли совсем жеребенком. Что интересно: молодая кобыла приняла его, стала кормить, лактация пошла! Чудо! - добавляет Ерлан Кумискалиев.

Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау

Поделиться
Класснуть