Как американец стал советским археологом
Так сам себя называет гид Дэннис КИН, еще к нему приклеилось прозвище Мозаичный Детектив. С завидным упорством он отыскивает в Алматы следы монументального искусства - впечатляющих размеров мозаики, панно, сграффито.
Лингвист из США даже создал онлайн-каталог алматинского монументального искусства: больше 111 объектов он разместил на карте города. Каталог, правда, на английском языке. Но автор считает, что так больше людей в мире узнают о казахстанской мозаике.
Билет в один конец до Алматы из Калифорнии он взял в 2013 году. Здесь встретил супругу Адиссу. Она родила ему двоих детей: малышку Майю и старшего сына Армана. Отец назвал мальчика в честь знаменитого алматинского кинотеатра! Но мама уверяет, что все-таки его рождение - сбывшаяся мечта.
Теперь Дэннис водит по алматинским (и не только!) улицам экскурсии. Находит такие закоулки, в которых не каждый местный бывал.
Иногда американцу приходится проявлять чудеса дипломатии и буквально отбивать произведения искусства у чиновников и собственников зданий. Прискорбно, но панно и мозаики часто оказываются замурованными штукатуркой, частично разрушенными.
- Мы присутствуем на открытии одной из последних возрожденных находок, - художник Алпамыс КЕНБАЕВ открывает памятную табличку к мозаике, восстановленной на алматинской остановке “Мост”.
На ней - шапки гор, танцующие и играющие на домбре девушки, яблони Сиверса. Это панно его отца - Молдахмета КЕНБАЕВА - и Николая ЦИВЧИНСКОГО обнаружили этой весной строители под слоем гипсокартона. Уцелевшее панно украшает теперь филиал туристического центра Visit Almaty, расположенный на остановке. В несуществующем теперь кафе “Айнабулак” около остановки мастера изобразили сцену игры в кокпар в той же стилистике, но композиция утеряна.
Алпамысу Кенбаеву часто приходится реставрировать работы своего отца. Работал над “Девушкой с сувениром”, над масштабным панно “Енлик-Кебек”, которое сегодня украшает гостиницу “Алматы”, а еще над тем, что встречает сейчас поднимающихся на Медеу. Когда-то это панно со спортивной тематикой красовалось на стене дома №107 по проспекту Ленина (теперь проспект Достык). Время равнодушно разрушало его, некоторые части были безвозвратно утеряны. Их, взяв на себя такую смелость, заново изобразил сын художника. Дэннис же, приметивший панно из окна, нашел спонсора, чтобы перенести красоту в более открытое место.
Благодаря смекалке удалось отстоять и интересное панно в подземном переходе. Долгие годы оно было скрыто торговыми ларьками. Проект тогдашнего акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА по реставрации подземных переходов предполагал единую стилистику. Советский космонавт на одной стене и его “подруга” напротив в концепцию не вписывались. Дэннис, который уже впитал восточные хитрости, давил на то, что сдирать со стены советский бетон дороже выйдет. Сработало!
Свои детективные расследования Дэннис проводит под прикрытием письма от Союза художников - они сотрудничают, специалисты помогают установить авторство найденных работ, да и солиднее с документом, пускают на объекты охотнее. Но случаются и казусы. Помимо того, что у нас собственники часто возбухают против фотографирования зданий, есть и правила. В начале “карьеры” Дэннис по незнанию нацелился объективом на барельеф здания, в котором находилось представительство ООН. Охранник попросил удалить фото и вызвал полицию. Так Дэннис побывал в алматинском РОВД…
На одной из прогулок по Алматы Дэннис обнаружил удивительное сграффито, которое украшает стены обычного дома. Здесь жил в свое время художник Эдуард КОХ. С нынешними хозяевами договорились о том, что если они решат делать ремонт, то поберегут части сграффито и передадут Мозаичному Детективу. Дэннис вынашивает в планах создание музея для бесхозных элементов.
Сейчас Дэннис Кин и Алпамыс Кенбаев увлечены новым проектом - еще одна красота, преступно скрытая долгие годы под штукатуркой! Красивые мозаичные панно нашли в библиотеке Казахского национального женского педагогического университета. Когда-то их из основного помещения перенесли на стену одной из пристроек, а потом и вовсе безжалостно замазали. Главный архитектор проекта по реконструкции здания вышел на Дэниса, а тот - на сына автора. Сейчас картинки, где студентки тех лет живут активной алматинской жизнью - в горах на лыжах катаются, купаются и занимаются спортом, планируют перенести на фасад здания.
- Всегда больно видеть, в каком состоянии находятся работы. Из одного панно я достал больше тысячи гвоздей. На него вывешивали информационные плакаты для абитуриентов, - рассказывает Алпамыс Кенбаев. - Реставрация работ требует больших усилий - материалы, если они утеряны, приходится заказывать за границей; нет и бригад мастеров. Зачастую работать над восстановлением приходится одному. Если не сохранилось фото, восстанавливать нужно, внимательно изучив работу, динамику элементов.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы