Сколько стоит песня
Даже в самый жаркий вечер алматинский Арбат заполнен артистами. Это место, где быстрее всего публика может оценить тебя. В том числе и в денежном эквиваленте.
Патрули не трогают бродячих артистов, а те выполняют нехитрые условия: музыка не должна быть громкой, в положенное время воцаряется тишина, никакого мусора и нарушения общественного спокойствия.
Артисты здесь всех жанров и мастей: сумерки любят музыканты, ближе к ночи подтягиваются танцоры, завершают картину многочисленные блогеры, которые записывают какие-то сцены для клипов или творческие эксперименты. Мы попали даже на шоу с огнем. Публика голосует исключительно тенгой и ногами. Зацепил артист - и в кепку или на счет ему летят денежки, могут быть и 50 тенге, и 5 тысяч. Собирается толпа, люди подпевают и танцуют, делают видео. Если нет - проходят мимо. Конфликтов между артистами почти нет, иногда спорят за место, но стараются все решить мирно. Внимания публики хватает всем.
В середине Арбата стоит Мадина, она храбрится, хотя и не хочет называть фамилию. Девушка вот-вот расчехлит гитару, но видно, что волнуется. Говорит, с детства любит петь. Уверяет, что надолго не задержится на улице, впереди концертные залы. Мы желаем Мадине удачи и идем дальше.
Сразу в двух местах обосновались женщины с колясками, чем-то они очень похожи: у обеих портативные колонки и микрофон, одеты просто. Толпа вокруг них не собирается, но подают охотно - скорее не за талант, а для поддержки. Одна из них соглашается ответить на наши вопросы, только просит, чтобы лицо ребенка не было видно на фото.
- С одной стороны, пение - моя несбывшаяся мечта, - говорит Лола ЕСЕНОВА, - с другой - необходимость. Выходить на Арбат начала недавно и первое время страшно стеснялась. Я сама родом из Шымкента, здесь снимаю квартиру, хочу найти работу. Пока вот пою, мне же надо кормить детей. У меня их четверо, никто не помогает.
Юная звездочка Алихан ТЕМИРХАН восхищает публику своей игрой на саксофоне. Он специально для улицы выучил несколько джазовых композиций, а вообще парень учится в пятом классе, ходит в музыкальную школу. Рядом с ним дежурят бабушка, старшая сестра и мама. Стоят в стороне, не мешают музыканту. Выступает он не столько для славы, сколько для заработка. 11-летний музыкант честно признается в этом и гордится возможностью помочь семье.
- Да, я вышел, чтобы помогать маме. В первый вечер заработал 30 тысяч тенге, - серьезно говорит Алихан и с улыбкой добавляет: - Ну и почувствовать себя артистом тоже приятно. В будущем я себя вижу или музыкантом, или хирургом. Хочу помогать людям.
Бабушка аж светится от гордости и рассказывает нехитрую историю семьи. Двоих детей поднимают они с мамой, алиментов не получают. Мама юного музыканта по образованию педагог музыки, но, чтобы поправить финансовые дела, попыталась открыть собственное дело. Не пошло, только прибавилось проблем. Теперь хочет снова вернуться к работе в школе. Алихан же музыкальный ребенок, но на скрипке ему было учиться трудно из-за того, что левша, с фортепиано не сложились отношения, а вот саксофон стал родным инструментом.
Рядом с уличными художниками пристроился Данияр ХАКИМОВ. Парень родом из Караганды, там же начал играть на улице. Потом переехал в Алматы и, несмотря на то что самоучка, преподает вокал, гитару и… домбру. Для настроения и для практики выходит поиграть на Арбат.
- Конечно, первый раз было страшновато, - смеется Данияр, - но стоило спеть пару песен, и отпустило волнение. В Алматы популярны казахские песни и советские хиты. Люди подхватывают знакомые мелодии, подпевают. Больше всего нравятся знакомые песни, когда они могут спеть со мной, на пять минут почувствовать себя тоже артистами. Хотя иногда бывает тяжело, когда в десятый раз за вечер просят исполнить Цоя. Не скажу, что это серьезный заработок, на пару дней прожить хватает, но я здесь не из-за денег. Это возможность понять, чего ты стоишь.
Данияр играет на раритетной гитаре, которую сам отреставрировал, сочиняет песни, надеется дальше развивать свой авторский контент, но это уже не для Арбата.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы