1907

Селфи с кукурузником

Поселок Самсы вдруг стал точкой притяжения блогеров и туристов. Сюда приезжают на фотосессии, снимают клипы, записывают видео с дронов. Главная достопримечательность - “кладбище” самолетов.

Селфи с кукурузником

На огороженной колючей проволокой территории доживают свой век ударники советской сельскохозяйственной авиации, бипланы Ан-2, в народе их называют кукурузниками. Территория частная. В акимате Алматинской области отмечают, что аэродром приостановил свою деятельность из-за проб­лем с финансированием.

Чужим здесь не рады - на воротах предупреждающие надписи, что проход запрещен, гостей снимает “вскрытая” камера, а авиапогост охраняет злая собака. Как в доказательство лохматый сторож месяцев трех от роду выныривает из-под забора. Здесь же указан и номер телефона охранника. Звоним. И он разрешает нам начать экскурсию самостоятельно, предупредив, что деньги за просмотр нужно будет оставить “под ковриком”, то есть скинуть на карту.

Узнали про эту точку на карте мы у споттеров - влюбленных в авиацию фотографов Максима и Елены МОРОЗОВЫХ. Споттеры соревнуются в искусстве снимать лайнеры в небе, в аэропортах, на земле. Для этого фотоохотники часами могут томиться в удобной для съемок точке близ взлетной полосы. Мы с Еленой даже вместе летали на Ан-2 - высматривали природные пожары с “Казавиалесохраной” и сопровождали на прыжки спортсменов-парашютистов.

Но в таком плачевном состоянии видеть крылатых трудяжек не доводилось. Самолеты (их шесть, и все одной марки) привинчены к земле - серьезный порыв ветра может сдвинуть и повредить технику. Сизоворонки, голуби и полевые воробьи свили гнезда в разодранных ветром крыльях. Дело в том, что оперение кукурузника - это алюминиевые рамки, обтянутые тканью. Натуральной - наподобие мешковины. Ее натягивают и красят в цвет всего фюзеляжа.

К слову, крылья у Ан-2 ну просто волшебные - благодаря им самолет может и на месте зависнуть и даже хвостом вперед лететь! Для этого нужен лишь сильный встречный ветер. Биплан при этом остается управляемым.

- Кукурузник часто называют Apple или Tesla в мире авиации, - рассказывает Максим, кружа возле самолета. - Такие у него возможности. Он безопасен - чтобы разбиться на Ан-2, пилоту нужно очень сглупить. Может садиться на очень небольшую площадку. А взлетает с поля, поляны, со снега. Да он даже в Книгу рекордов Гиннесса занесен как самый долго выпускаемый (больше 60 лет!) самолет.

Рядом со стоящими на привязи самолетами заросшая травой асфальтовая полоса. Картинка ну просто постапокалиптическая.

- Когда-то здесь был сельхоз­аэродром для обработки местных полей от вредителей, - объясняет подоспевший охранник Базарбек С. - Да и самолеты эти еще работали всего несколько лет назад. Они и сейчас почти в строю, осмотреть, подремонтировать - и в небо. Долгое время техника была поч­ти без присмотра. Повадились сюда молодежь, мальчишки, вандалы, сборщики металла…

Печальное свидетельство тех нашествий - снятые с нескольких самолетов лопасти. В выбитых окнах - следы пиршеств и попоек. Разговорчивый Бакытжан рассказывает, как они с напарником прогоняют подозрительных гостей, да и тем, кто сюда пришел на экскурсию, не разрешают открывать двери, замки повесили. Обижается даже, когда локацию называют кладбищем, - лучше музей под открытым небом.

И действительно, в Казахстане специализированных кладбищ для самолетов нет, сообщает пресс-служба Авиа­ционной администрации Казахстана. Авиатехника доживает свой век там, где служила “при жизни”. Для гражданских судов это около 30 лет, но зависит от состояния. Если же самолет изношен донельзя, попал в авиапроисшествие или имеет недостатки, которые могут к нему привести, совершил вынужденную посадку и не может быть с места эвакуирован, он идет на списание. Без романтизма. По специальной процедуре все, что может быть снято и использовано - двигатели, агрегаты, детали, - получает вторую жизнь и эксплуатируется. Все остальное идет на переработку.

- А вы дрон запускать будете? За дрон еще тысяча тенге сверху. Ух, я тут со столькими людьми познакомился: один крутой блогер пригнал сюда большой такой джип, выставил его на фоне самолетов, фотографировал со всех сторон, даже с воздуха. Недавно какие-то певцы из России снимали здесь клип, - делится Базарбек. Скучно охранникам тут точно не бывает - в теплое время поток посетителей гораздо лучше, чем напор воды в том же Самсы.

Юлия ЗЕНГ, фото Елены МОРОЗОВОЙ, Алматинская область

Поделиться
Класснуть