Видеть и предвидеть
В арт-пространстве Efes Art Space очередной сезон выставок стартовал проектом “Жизненные наблюдения”. Наблюдали за жизнью три фоторепортера: Талгат ГАЛИМОВ, Алексей МАЛЬЧЕНКО и Ростислав КОБЕЦ.
Фотографии не стали разбивать по авторам, а создали несколько тематических зон. Так, на взгляд кураторов проекта, можно сравнить, как воспринимают, например, город три разных человека. Причем если Талгат и Алексей профи с большим опытом, то Ростислав выделяется на их фоне сравнительно небольшим репортерским стажем.
- У Ростислава синдром Дауна, но он очень светлый человек с особенным взглядом, что было хорошо заметно по снимкам в соцсетях, - рассказывает его мама Алла. - Сейчас, например, он работает в театре “Действие буквально”. Когда к нам обратились с предложением обучиться работе с профессиональной камерой и сделать несколько фоторепортажей, Ростислав с большим удовольствием согласился.
Ростислав смущался от внимания публики на вернисаже, а вот Алексей с удовольствием рассказал о своих работах. У него, как у настоящего репортера, есть кадры с историей. Например, бронемашина на фоне ночного неба, дающая эффектный залп.
- Нас привезли в пресс-тур на стрельбы, - рассказывает Алексей, - и когда уже все закончилось, мы случайно узнали, что бывают и ночные учения. Два журналиста напросились посмотреть их. Особенность кадра в том, что срежиссировать его невозможно, команда передается по длинной цепочке, а выстрелов всего два. Чуть позже или раньше щелкнул - и не получится снять выстрел. К тому же все происходило в местности, которая буквально кишела змеями, тарантулами и скорпионами. Штатива с собой не было, и для опоры пришлось лечь на землю. Военные были в шоке, говорили, что это опасно. Но я их успокоил, сказал, что у меня есть моя драгоценная секунда и я ее использую.
- В чем для вас смысл работы репортера? Славы не много, как и денег…
- Свобода и азарт. Ты не привязан к розетке, как студийный коллега, не создаешь идеальные условия для кадра. Тебе надо быть на 5-10 секунд быстрее событий и успеть даже предвидеть их, чтобы оказаться в нужный момент на дереве, под мостом - где угодно, до того как случится то, что нужно поймать. Если этого не делать, то будешь все время снимать затылки. А вот мнение, что можно работать и самой простой аппаратурой, ошибочное. 15 лет опыта говорят о том, что поймать удачный момент можно на любой аппарат, но чтобы было великолепное качество у снимка, надо все же серьезно вкладываться в технику.
Об этом же говорит и Талгат ГАЛИМОВ, смеется, что когда был моложе, то пробовал для души снимать и котиков, и красивых девушек, но это все не то. Гордиться заставляют те кадры, которые уникальны. Например, монумент Независимости с закатным солнцем, снятый с такой точки, что повторить этот кадр невозможно. Еще важно снимком рассказать какую-то историю. Например, вот две женщины возле Вечного огня на фоне символических цифр начала и окончания войны. Это как небольшой рассказ.
- Фоторепортеры - особая каста людей, - говорит Талгат, - которые стараются увидеть то, что не видят другие. И тут в одной связке должны работать и голова, и техника.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы