Встань в электронный угол!
С буллингом в школах Алматы начали бороться по-новому: расклеили в классах, коридорах и уборных распечатанные QR-коды. Назвали эту идею красиво - электронный “уголок доверия”.
Неясно только, что в ней нового? Пройдя по ссылке, отвечая на наводящие вопросы, ученики все равно оказываются (виртуально, конечно!) на “приеме” у школьного психолога! И тут важно, чтобы специалист осознавал всю глубину возложенной на него ответственности - экстренно реагировал на обращения, не ратовал за сохранение репутации школы ценой здоровья ученика.
Впрочем, плюсы у новой методы тоже есть: это стопроцентно анонимно. Человеческий фактор, когда страшная тайна может “вырваться” у взрослого человека, исключен.
Алматинская школа-гимназия №209 сегодня вроде флагмана этих перемен. Здесь прошел городской мастер-класс школьных педагогов-психологов. Направлены эти усилия на профилактику возможного буллинга.
Новые знания взрослые привнесут в свою работу с детьми на специальных занятиях. К тому же листки с кьюаром доверия развешаны здесь в каждом классном кабинете. А если там не получается незаметно перейти по ссылке, тревожный опросник можно найти и в более укромных уголках.
В школьной администрации отказались от устаревшего формата с деревянным ящиком доверия, стоявшим посреди коридора. Опустить туда незаметно листок было просто невозможно, и он все время пустовал. А вот кьюар пользуется спросом - в месяц туда обращаются около 15 человек.
- Пишут даже родители. И не только о буллинге. Иногда так удается отработать какой-то важный момент взаимоотношений в классе, с педагогами, - отмечает директор школы-гимназии №209 Болат МУНБАЕВ. - Я бы даже ввел возможность поговорить со школьным психологом не только учащимся, но и их родителям. Дети у нас охвачены этой помощью не в полной мере. Правда, психологов в штате должно быть из расчета один специалист на 200 человек. Мешает и недоверие некоторых родителей - не все подписывают соглашение на работу психолога с их детьми, это мешает охватить всех учащихся.
Но не секрет, что сегодня на людей наваливается много стрессов. А нехватка информации, куда можно обратиться за консультацией, да даже банальный стереотип “раз ходишь к психологу, значит, с тобой что-то не так”, мешает. И раз уж все идет из семьи, а школа - объект социальный, можно было бы это совместить ко всеобщему благу.
Министерство здравоохранения страны приводит цифры: больше 17 процентов казахстанских детей время от времени сталкиваются с травлей в школе и социальных сетях.
Казахстан планирует применить у себя финскую модель антибуллинговой “терапии” для общеобразовательных учреждений. Это многоступенчатая работа, которую проводит государство вместе с родителями и даже учениками. Условно выглядит это как единая платформа, где можно работать и с детьми, и с педагогами и даже родителей обучать.
Никто не хочет увидеть своего ребенка в роли жертвы школьной травли, но мало приятного узнать и о том, что твой любимый ребенок отравляет кому-то жизнь. Курировать внедрение программы, чтобы не были искажены ее принципы, будут разработчики. А среди казахстанцев обучат тех, кто будет внедрять ее на местах.
Сегодня профилактикой и выявлением буллинга занимаются в наших школах все кто может.
- Мое наблюдение: больше всего помощи в этом вопросе от техперсонала. Школьники не станут безобразничать при завучах, учителях, но техничку они не замечают. Я прошу их информировать меня обо всем, что происходит. И однажды нам удалось так спасти девочку. Она написала на листке: “Не хочу жить”. И в урну выбросила. Мы очень аккуратно поработали с ней, с родителями. Оказывается, имела место травля, - рассказывает Болат Мунбаев. - Работали и с мальчиком, который всех обижал, задирался. Причиной были семейные неприятности - ребенок узнал, что неродной, плюс отчим бросил. Родители требовали перевода ребенка в другой класс, школу. Но это ведь не решение проблемы. Деликатно работая с мальчиком, нам удалось добиться его социализации в классе.
В Казахстане, к слову, сейчас нет единого алгоритма, как вести эту работу, несмотря на то что еще в 2022 году в школы страны был спущен протокол по работе с проблемой буллинга. Там расписаны и порядок действий при выявлении неуставных отношений в школе, и зона ответственности каждого должностного лица в школьной администрации, а также чем эти лица рискуют при бездействии. Работает ли он? Едва ли. Чаще директора школ стараются сделать все, чтобы не выносить сор из избы.
Юлия ЗЕНГ, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы