816

На одной тёмной-тёмной сцене…

В Алматы независимые театры провели театральную лабораторию.Как поясняют участники, это такая провокация на творчество: есть сроки, есть ингредиенты - покажи, что у тебя получится.

На одной тёмной-тёмной сцене…

“Нам позвонили и сказали: бюджета нет, гонораров нет, срок на все про все пять дней. Мы согласились не раздумывая”, - практически каждый режиссер, участвовавший в лаборатории, отвечал так. Такой уж это народ, открытый к всяческим экспериментам. Темой для режиссерских изысканий стали сказки братьев Гримм. Жуткие и, как оказалось, очень современные.

Выглядело это так: на площадке театра 2act собрались режиссеры независимых театров Алматы, некоторые из них взялись сделать эскиз, то есть набросок будущего спектакля, другие примкнули к актерам и даже поиграли в эскизах друг друга. Авантюристов оказалось четверо: актриса театра АРТиШОК и режиссер собственного проекта Лаура МАКАН, куратор Лаборатории инклюзивного театра “Действие буквально” режиссер и актриса Катя ДЗВОНИК, режиссер теат­ра, перформансов и арт-ивентов Игорь МАКАРОВ и худрук местной сцены, режиссер и актер Виталий ШЕНГИРЕЕВ.

Зрителей на показ пускали свободно. Любителей пощекотать нервы оказалось предостаточно - кто из нас не содрогался жутким подробностям любимых с детства сказок, из тех, что вырезал цензор или даже оставил?! На сцене нет громоздких декораций. Их, можно сказать, вовсе нет - это ведь не классический театр, подогреваемый госбюджетом, и даже не готовая постановка. Эскиз. Выкройка. Но режиссеры креативили: двигали вместе с артистами столы, стремянки, пересыпали свои действия шутками и анекдотами, а зритель становился соучастником происходящего, словно за кулисами побывал.

Ясно одно: не за буквальностью идет в независимые театры зритель. Этого искусства в лоб достаточно на маститых сценах. Здесь же можно хулиганить, нащупывать, “тыкать палочкой” в зрителя - отзывается ли? Да и публика в зале не вальяжно настроена: кормите меня, мол, разжеванным материалом. Сидишь, считываешь. Больше всего впечатлил символизм, с которым подошли к своим эскизам режиссеры: вспомнили даже о шутке, которая родилась вот так же, за кулисами независимого театра: “В богатом театре было бы так!”.

- Нельзя оправдывать нежелание творить тем, что нет бюджета - значит, я могу схалтурить, - категорична Катя Дзвоник.

Свет, звук - все работает на результат. В привычной, уже вдоль и поперек исхоженной истории про Красную Шапочку Катя Дзвоник нашла новый ход, вручив актрисам на сцене яблоки, в которые они эффектно вгрызались, а из них текла... кровь. Бутафорская, конечно же. Историю темного леса режиссер перекроила в историю зомбирования жертвы, угнетения и обретения женщинами свободы. Лаура Макан в своем видении истории о можжевеловом дереве пуповину, соединяющую мать с детьми, выразила с помощью… электрических удлинителей. Игорь Макаров развернул на сцене давнюю историю о том, что для человека любовь и какую цену он готов за нее заплатить. А Виталий Шенгиреев, готовя для зрителя сказку о том, как бедняк взял смерть в крестные, гуглил самые страшные болезни средних веков. И наткнулся на информацию о том количестве обуви, которая оставалась после эпидемий от покойных. Так в его постановке пары туфель стали детьми.

- Репетировали в свободное время, даже по ночам. Сначала планировали сделать все эксизы по одному произведению. Позже решили не загонять себя в рамки. Лучший эскиз решили довести до полноценной постановки и ввести в репетуар. Кто выдал лучший, пока думаем, - объясняет Виталий Шенгиреев.

Сказки, к слову, оказались знакомы не всем зрителям - некоторые тут же осторожно пытались погуглить, о чем креативит режиссер. Публика, даже отсмотрев все эскизы, долго не отпускала актеров со сцены, делясь мнениями, личными переживаниями, открытиями.

Юлия ЗЕНГ, фото Дмитрия ШИГАПОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть