У кого домбра круче
Спустя 10 лет снова прошел конкурс Qara Dombyra на лучший музыкальный инструмент.
Конкурс решили возобновить сами мастера, изготавливающие домбры. Для исполнителей есть много площадок, чтобы доказать свое мастерство, а вот для тех, кто изготавливает музыкальные инструменты, таких состязаний нет.
- Когда-то, 10 лет назад, я сам выиграл этот конкурс, - рассказывает мастер Алмас МУСТАФАЕВ. - Потом организатор его умер, долго решали, кто дальше понесет знамя этого мероприятия, потом случилась пандемия. Наконец, в этом году мы в своем чате приняли решение, что такой конкурс нужен. Мастера неплохо зарабатывают, так что можем себе позволить потратить личные деньги на призовой фонд и организацию конкурса. Все вместе обходится примерно в 10-15 тысяч долларов.
Заявки прислали 20 человек, они представили на суд жюри почти 30 инструментов. Оценивали работу коллеги и исполнители-виртуозы, которых специально пригласили, чтобы услышать, как звучат лучшие домбры.
- В основном участвовали Астана и Алматы, - рассказывает Алмас. - В некоторых городах работают по одному или два мастера, в некоторых вообще нет специалистов, изготавливающих инструменты. Возможно, кто-то побоялся принять участие, чтобы не услышать критику - не все мастера работают на должном уровне и просто боятся выступать в открытом соревновании.
Алмас утверждает, что это единственный конкурс в стране и он необходим, чтобы обменяться секретами, услышать звучание разных домбр и сравнить их звучание. А еще он мечтает организовать большой музей музыкальных инструментов тюркского мира. Кстати, экземпляры, победившие на конкурсе, авторы уже передали в фонд будущего музея. Зато победителям досталось солидное денежное вознаграждение. Гран-при и 600 тысяч тенге получил Мейрамбек Мамыт. Первое место занял Бекет ЕрГалиУлы - 400 тысяч, второе место Куандык ЖУнИсов - 300 тысяч и третье место Бакыт КеНшИлИкУлы - 200 тысяч тенге. Еще два мастера получили в качестве приза поездку в Турцию на фабрику по изготовлению музыкальных инструментов.
- Мы уже ждем следующий конкурс. А местом проведения предварительно выбираем Китай или Турцию только потому, что на родине найти поддержку очень сложно. Да, у нас есть бизнесмены, но они предпочитают спонсировать мероприятия, где собирается много публики, типа эстрадных концертов или юмористических программ. Я ко многим обращался, но поддержки так и не нашел.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы