3609

Астана крупным планом

Правительство представило проект генплана столицы до 2035 года, в соответствии с которым проектная численность населения Астаны к указанному сроку составит 2 млн 275 тысяч человек. Согласно документу в городе почти втрое увеличится жилищный фонд, появятся десятки новых школ, больниц и детских садов. Планы, безусловно, захватывающие, однако далеко не все испытывают оптимизм в отношении нового генплана.

Астана крупным планом

Строительный атавизм

Проект генерального плана развития Астаны до 2035 года, одобренный маслихатом, опубликован на портале “Открытые НПА”. Для обеспечения комфортности проживания принят новый показатель обеспеченности жилищным фондом - 30 квадратных метров на человека. Для достижения этого показателя жилищный фонд планируют увеличить до 68 млн 250 тысяч “квадратов”. На данный момент он составляет 24 млн 996 тысяч квадратных метров.

Пользователи Казнета переживают, что власти в погоне за показателями по квадратуре и обеспеченности жильем вновь нагромоздят безликие коробки, а об инфраструктуре не подумают, что приведет к еще большей нагрузке на имеющиеся инженерные сети и, как следствие, к дефициту воды, тепла и электричества.

Урбанист Ерканат ЗАИТОВ считает:

- В генплане нет концепции, видения дальнейшего развития города, не учтены социальные нюансы. Но самое главное - в его разработке не принимают участия жители, предприниматели, девелоперы. Их мнения не учитывают вообще. Но жить-то в городе людям, а не только членам правительства и акимата! В чем смысл этих обсуж­дений на “Открытых НПА”, если за людей уже все решили? Масштабных изменений сделать уже невозможно, деньги потрачены, никто ничего переделывать не будет.

Штамповое мышление

Архитектор, член Ассоциа­ции урбанистов Казахстана Q88 Санжар КАЗИЕВ тоже убеж­ден, что генплан нужно создавать по новым принципам:

- Генплан оценивается только квад­ратными метрами. Вы не найдете в нем выдержек из социологических исследований, ответов, зачем нужен этот конкретный объект, почему он именно там строится. Нет данных по плотности проживания разных категорий населения, у каждой из которых свои потребности. Там только абстракт­ные нормы.

Архитектор привел пример ­Москвы, где вместо генплана сейчас создают мастер-план, а вместо плана детальной планировки - объемно-пространственный рег­ламент. В чем различия?

- Генплан не отвечает на воп­рос, кто такие астанчане. Когда столица только закладывалась, людям сказали, что здесь будут возможности. И по сей день культурно-социологический штамп, что в Астану едут за карьерой и поиском денег, остался. В мастер-плане - назовем условно, этот документ может и по-прежнему называться генпланом - должна быть отчетность по кварталам, деление города по типовым картам с учетом образа жизни людей, их профессий, общего количества детей, - рассуж­дает урбанист.

В мастер-плане, продолжает он, должны быть прописаны интересы жителей разных районов. Например, жители микрорайонов “Экспо”, “Нур жол”, “Евразия”, шоссе Алаш и золотого квадрата набережной - это совершенно разные группы людей. В золотом квадрате больше проживает население творческих профессий, на левом берегу - в основном чиновники.

- Надо знать типы населения, чтобы понимать, какой городской центр строить, какие компании привлекать, чтобы люди могли найти работу в шаговой доступности. К примеру, в спальном районе по улице Новая Сейфуллина, где много панельных домов, в принципе нет городского центра. Соответственно, там надо строить не новые жилые комплексы, а торгово-развлекательный центр, чтобы люди не ездили толпой в “Хан Шатыр” или “Мегу” на праздники.

Свой путь

Руководитель Центра урбанистики Астаны Елнар БАЗЫКЕН не согласен с мнениями урбанистов:

- Я, как и они, тоже много теорий изучил. Но всякая теория зачастую разбивается о реальность. Многие коллеги оценивают развитие городов по западным лекалам. Но у каждого города свой путь развития с учетом смены поколений и условий жизни.

По словам Базыкена, у Астаны есть и генплан, и мастер-план. Не стоит путать эти понятия, говорит он. Так, генплан - это распределение города на функциональные зоны. В рамках плана детальной планировки каждый район рассматривается детально, точечно. А в мастер-плане расписаны перс­пективы застройки именно с учетом социальных аспектов, чтобы город стал комфортным, устойчивым и здоровым абсолютно для всех жителей. И главная задача мастер-плана - сделать город для пешеходов, а такой город априори становится ком­фортным, уверен глава Центра урбанистики.

- Мы рассматриваем развитие города с точки зрения полицент­ричности, когда в каждом районе выделяется свой полицентр. Сейчас стоит задача построить в каж­дом полицентре школы, садики, культурные, спортивные объекты, парки, скверы, чтобы они были в шаговой доступности, - рассказал Елнар Базыкен.

Все социальные аспекты при планировании города, подчерк­нул он, учитываются.

- Мы прекрасно понимаем, что улица тоже воспитывает людей, влияет на их сознание и поведение. В прошлом году мы благо­устроили общественное пространство в районе Встреча, где раньше бомжи лежали на скамейках и окружающая среда была такая, что на ней все время мусорили. В этом году благо­устроили улицу Валиханова близ рынка “Артем”. Мы активно развиваем запущенные микрорайоны: “Коктал”, “Агрогородок”, “Ондирис”, - поделился Базыкен.

По его словам, в соответствии с генпланом-2035 активно застраивать в ближайшие годы будут два развивающихся района - аллею Мынжылдык и западнее проспекта Туран. На аллее Мынжылдык планируют построить Дворец школьников и Дворец спорта.

С учетом роста численности населения в генплане учтено соответствующее инженерное обеспечение. Чтобы все районы обеспечить коммуникациями, принято решение о строительстве еще одной ТЭЦ, нескольких насос­но-фильтровальных станций, канализационно-очистных станций, трансформаторных подстанций.

Помимо генплана и мастер-плана на вооружении столичных урбанистов устав озеленения и концепция развития города, в соответствии с которыми в ближайшие три года планируют высадить более 4 млн зеленых насаждений и создать 600 общественных пространств. Если в условиях уплотненной застройки где-то просто невозможно создать скверы и парки, урбанисты создадут линейные насаждения с пешеходными бульварами, где люди могут проводить досуг.

Всех послушали и услышали

Не согласен Елнар Базыкен и с тем, что мнения жителей не учли при разработке нового генплана. Он уверяет, что от жителей было много замечаний, все они на контроле акимата и отражены в генплане.

- В этом году провели порядка 12 общественных обсуждений генплана в каждом районе города. Итоговое обсуждение было во дворце “Жастар”, куда пришли более тысячи человек. Был открытый диалог с жителями, все предложения были запротоколированы и учтены. Генплан прошел вневедомственную экспертизу, маслихат одобрил его. До конца этого года новый генплан должны принять, - поделился Базыкен.

Он ответил на критику некоторых экспертов, считающих, что на протяжении 25 лет в Астане велась абсолютно необдуманная градостроительная политика:

- Градостроительные ошибки, например слишком широкие дороги, некомфортные улицы, мы поняли спустя время. Но вспомните 2005 год, когда все мы смот­рели американские фильмы и восхищались их небоскребами и широкими улицами. И мы мечтали о таком же в те годы. Ошибки есть во всех городах, проходящих свой этап эволюции. Но минусы надо стараться исправлять, превращать в достоинства. Например, наши широкие дороги станут прекрасной возможностью для развития общественного транспорта, как в Сеуле с его скоростными автобусами, которые курсируют по центру дорог.

Акимат поставил задачу до 2035 года развить мобильность в столице, сделав фокус на общественный транспорт. В рамках комп­лексной транспортной модели города рассматриваются различные альтернативные варианты передвижения горожан, потому что частный транспорт сегодня уже не обеспечивает мобильность.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть