Искушение красотой
В Алматы открылась первая ярмарка современного искусства. Открылась эффектно - светской тусовкой и скандалами.
Идея простая - мы собираем своих галеристов и приглашаем из соседних стран, они представляют современных художников. На все это как мухи на мед слетаются зарубежные гости. В итоге появляется альтернатива торговле из-под полы, то есть из мастерской. Мы повторяем славу знаменитой Дубайской ярмарки, иностранцы с тугими кошельками прут к нам закупать шедевры живописи как ненормальные. Организована ярмарка нацкомпанией Kazakh Tourism по заказу Министерства туризма и спорта.
Что увидели посетители: ALA ART FAIR развернулась на сравнительно небольшой локации, изначально не приспособленной для демонстрации картин. Публика на закрытом открытии (есть такой термин, поверьте) тусовалась солидная, пироженки подавали, украшенные золотом. Все как в лучших домах. Возле каждой картины красовался ценник. Кроме самой ярмарки организаторы замутили обсуждение проблем рынка искусств заинтересованными сторонами. Дескать, нет у нас правил, все происходит, как на базаре, и надо с этим бороться.
Вспомнилось давно забытое мероприятие “Парад галерей”, когда каждая не просто развешивала картины, а демонстрировала свой яркий концепт. Но это в прошлом. Сейчас все про деньги, и именно вокруг них разгорелся скандал. Еще накануне открытия ярмарки поползли разговоры о непрозрачности, об интригах, о воровстве самой идеи такой ярмарки. В итоге кураторы Ольга ВЕСЕЛОВА и Санжар СЕРИКПАЕВ публично заявили, что они только нанятые специалисты и тоже за прозрачность финансовых потоков. Ситуация при всей невразумительности оказалась настолько щекотливой, что некоторые галереи буквально накануне открытия ярмарки вышли из списка участников, ссылаясь на репутационные риски.
Организаторы заявляют, что в итоге ярмарка объединила 10 галерей из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, которые представили около 30 современных авторов. Правда, понять, кто, откуда и какой галереей представлен, сложно.
Самая дорогая работа на ярмарке Алмагуль МЕНЛИБАЕВОЙ стоит 8000 долларов. Художница давно живет не в Казахстане, и для того, чтобы купить ее работы, совершенно не обязательно ехать сюда. Словом, мероприятие оказалось из разряда тех, что вызывает больше вопросов, чем дает ответов.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы