1233

Плюнули в века

Мы были в шоке, когда увидели, сколько надписей нанесено на камни древнего святилища, расположенного в малодоступной местности, где не всякий его найдет.

Плюнули в века

Чтобы показать, как человек бездумно разрушает древние наскальные рисунки, волонтеры общественного фонда “Охотники за петроглифами” повезли журналистов в петроглифический комплекс Аккайнар. Он находится рядом со знаменитым парком петроглифов Танбалы и обладает не меньшим, если не большим количеством ценных рисунков древних художников. Их насчитывается здесь, по очень примерным подсчетам, от 4 до 5 тысяч! Кстати, Аккайнар внесен в список сакральных памятников Казахстана республиканского значения. Но этот факт не остановил ни одного вандала. А других мер, кроме охранного титула, у государства нет.

…Посреди степи появляются небольшие скалистые гряды. Наша цель - дальняя, самая большая, к ней мы пылим по грунтовке без связи и подсказки навигаторов - телефон здесь не ловит. Останавливаемся возле ничем не примечательной скалистой россыпи. Темные камни покрыты почти черным солнечным загаром, патиной. Именно на таких обращенных к солнцу плоскостях стоит искать рисунки. Особенно если рядом журчит ручей. Участники экспедиции подробно объясняют все эти нюансы и рассказывают, что смотреть на камни надо с разных ракурсов, многие рисунки видны только под определенным углом. Облазив сопку, полюбовавшись сверху видом на бескрайнюю степь, мы отправляемся к главной цели, где нас ждет настоящее потрясение.

- Что это? - директор общественного объединения “Охотники за петроглифами” Ольга ГУМИРОВА почти рысью торопится к скале, - этого же раньше не было…

На месте древнего поселения выкопаны траншея и большие ямы для мусора - в нескольких метрах от скопления петроглифов. Поселение, от которого остались камни фундамента, внешне, конечно, не так примечательно, как развалины Колизея, но тем не менее является объектом изучения археологов. Могло бы быть... Сейчас здесь скорее материал для ученых будущего: банки из-под напитков, бумага, емкости с кисточками, битое стекло. Чуть поодаль накопанные валы земли, квадраты для палаточного лагеря - здесь регулярно проходят военные учения. И каждый раз после того, как военные уходят, волонтеры видят новые следы человека.

- Когда мы в 2008 году впервые обнаружили это место, - рассказывает Ольга, - то к скалам подойти было вообще невозможно: здесь по щиколотку были мусор и битое стекло. Мы все же убедили военных, что свалку необходимо расчистить. Часть мусора увезли, часть закопали. Но все равно нет понимания особого статуса территории. Сейчас мы обращаемся во все инстанции, чтобы добиться хотя бы ограждения, маркировки этого участка. Потому что часть рисунков уже утеряна, часть необходимо восстанавливать с помощью реставраторов - нельзя ведь просто прийти с баночкой ацетона и стереть написанное, так мы можем повредить хрупкую патину и уничтожить сам рисунок.

Имена, города, даты дембеля и загадочное слово метровыми буквами “Мидивисана”… Символы бескультурья и вандализма. ­Надписи сделаны разными крас­ками, гудроном, цементом. Некоторые авторы не поленились наподобие древних художников выбить информацию на камне.

- Мы специально сначала сделали остановку в той местности, где сохранился неизменный природный ландшафт, - рассказывает Ольга Гумирова, - чтобы вы смогли увидеть, как это ценно, когда мы можем любоваться не только петроглифами, но и местностью, окружающей их. Кстати, ученые сейчас подчеркивают, что охранять надо не только рисунки, но и прилегающую к ним территорию.

Охотники за петроглифами, обнаружившие Аккайнар, назвали это место долиной тысячи быков - столько здесь изображений этих животных. Хотя точности ради под быками подразумеваются вымершие туры. Это самый древний графический знак. Потом уже появились кони, колесницы. Кроме быков есть всадники, знаки племен, даже указатель востока и запада, но главное - быки. Большие, до 3-4 метров, фигуры и маленькие, с разными рогами, в том числе и сакральное животное, обладающее двумя парами рогов. Зороастрийцы верили, что на таком быке души умерших пересекали реку, уходя в царство мертвых.

Скалы, конечно, разрушаются и без участия человека: солнце, ветер, вода и мороз делают свое дело. Поэтому еще один важный вопрос - это фиксация рисунков, чем и занимаются в основном волонтеры.

- Что можно сделать для сохранения этого памятника древней культуры? - задается вопросом Ольга Гумирова. - Здесь не бывает посторонних людей, значит, очень важно проводить беседы с военнослужащими, у которых поблизости учебный полигон, чтобы они понимали всю ценность рисунков. Мы готовы это делать, готовы приезжать и читать лекции! Понятно, что у нас на территории Казахстана очень много петроглифов, но это не значит, что можно вот так к ним относиться. Аккайнар находится на миграционном маршруте, по которому на протяжении нескольких тысяч лет перемещались люди. Так что это не только наше, это мировое наследие.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть