2878

В центре Алматы уже появились объекты фестиваля ARTBAT Fest, который торжественно вернулся в город. Организаторы ждут обратной связи от публики и как могут защищают искусство от вандализма.

Кто спёр уши волка?

ARTBAT Fest проходит в 11-й раз и наконец активно поддержан городскими властями. Есть в нем и образовательная часть, и лекторий, и много разных активностей. Но рядовые горожане в первую очередь заметят полтора десятка уличных объектов в цент­ре города. В числе первых обход сделали журналисты. Начали мы со стены национальной библиотеки, которая выходит на улицу Байсеитовой. Здесь расположен своеобразный мурал Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ. Художница не изменяет себе, творит при помощи пластиковых пакетов, которые стали ее фишкой. Огромное панно изображает нутро автобуса.

 По замыслу автора, это некая матрица города. Вообще весь нынешний фестиваль глобально изучает антропоцентризм, то есть влияние человека на окружающий мир. Тема горячая, тут и экология, и колонизация, и агрессия - все, что волнует современное человечество.

В этом же сквере работа монгольского художника Бахбаатра ЭНХАТУРА. В основе ее впечатления из детства, камлание молодых шаманов, которые входят в транс, изображая волков, а затем падают без сил. Современное искусство - оно такое: пока не прочтешь сопроводительную информацию, не поймешь все тайные смыслы. Благо все работы снабжены разъяснениями на трех языках и QR-кодом. Кстати, фигуры волков обязательно нужно нюхать - они изготовлены из льняной ткани, пропитанной пчелиным воском, и издают тонкий аромат пасеки. Правда, в первую же ночь у двух фигур кто-то открутил и спер уши, видимо, от избытка эмоций. Уши организаторы обещают восстановить и думают, как обезопасить уличный арт от вандалов.

Принципиальная задача, можно сказать, миссия фестиваля - выплескивать искусство на улицы города. Технически это сложно, все мелкие детали инсталляций приходится крепить мощным клеем. Но фестиваль уже стал брендом и достойно принимает вызовы. Более того, по праву считается крупнейшим смотром уличного искусства во всей Центральной Азии. На данный момент в городскую среду включено чуть больше десятка объектов, до 15 ноября они будут дополняться, заменяться. Все это время алматинцы и гости города смогут делиться через специальную анкету своим мнением, насколько необходим городу такой стрит-арт.

Тут же неподалеку еще один необычный объект, похожий на пирамиду то ли египтян, то ли ацтеков, с прикольными дополнениями в виде ржавых орудий труда: кувалды, тяпки, ухвата. Бирендер Кумар ЯДАВ из Индии посвятил свое творение безымянному труду и переплетению культур. Пирамида выполнена из розового ракушечника, предметы частично привезены автором с собой, частично куплены на алматинской блошке. Женская головка, венчающая все это, еще и реверанс в сторону женщин. А вот рядом новый для нас жанр - виртуальный, хотя и выполнен казахстанским мэтром Сакеном НАРЫНОВЫМ: дерево жизни можно увидеть через приложение и вписать в любое место поблизости.

Возле следующего объекта произошел весьма неприятный инцидент. Сейчас очень модно пестовать тему колонизации, и художница Айганым МУХАМЕТЖАН разместила прямо на улице инсталляцию “Манкуртизатор”, посвященную деколонизации: дескать, такими палками били рабов, превращая в манкуртов. Незатейливую композицию автор ваяла прямо в момент презентации. И к ней подошла женщина, шокированная таким поворотом. Дама не знала, что тема нынче модная, к тому же выглядела такой рафинированной интеллигенткой и так мягко разговаривала, что окружающие поначалу решили, что это перформанс, входящий в презентацию. Но на вопросы женщины авторка просто разразилась нецензурной бранью, используя ее более виртуозно, чем художественные составляющие инсталляции. Горячий мат юного создания привлек публику. На реплики типа “разве можно так говорить с человеком гораздо старше вас”, “разве это не противоречит традициям казахского народа” художница ответила: мол, это очередное клише, навязанное нам советской властью. Впрочем, сами организаторы были шокированы таким поведением и пообещали убрать и автора, и инсталляцию.

Ну а дальше все было высоко­художественно и мирно. Несколько объектов возле оперного театра закольцовывают галерею под открытым небом. Самый заметный - это огромная зеркальная инсталляция Варгас-Суарез УНИВЕРСАЛА из США, посвященная теме мусора, которым мы наполнили не только землю, но уже и космос. Словом, идите, любуйтесь. И не забывайте, что куски космического мусора собирали в музеях и коллекциях. Прикручены они крепко, и все под присмотром “сергеков”.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее