1334

Здесь ещё не ступала нога киноведа

Мультимедийный архив Zaman.Media, посвященный истории казахского кино, обещает стать кладезем уникальной информации.

Здесь ещё не ступала нога киноведа

Проект разработан и реализован командой казахстанского сайта о кино Vosmerka.kz. На интернет-портале в оцифрованном виде будут размещаться материалы, посвященные отечественному кинематографу: биографии, фильмографии, редкие фото-, видео- и аудиоматериалы.

- Об острой необходимости подобного источника мы впервые заговорили в 2018 году, когда вернули из российского Госфильмофонда первый фильм - “Это было в Шугле” Мажита БЕГАЛИНА, и к нам стали приходить просьбы от казахстанских зрителей: помогите разыскать такую-то картину, расскажите о конкретном режиссере, художнике, актере. Тогда-то и выяснилось, что в открытом доступе не так много информации, и чем дальше мы погружались в исследования, тем очевиднее становился дефицит. Отсюда и проект Zaman.Media, - рассказал руководитель проекта Евгений ЛУМПОВ.

Воплощать задумку на коленке и выпускать сырым столь масштабный проект не хотелось: на осмысление концепции, разработку структуры ушло много времени. Упиралось все и в финансы. Но осенью прошлого года звезды сошлись: появились и стратегия, и деньги - грант выделил Фонд Нурсултана Назарбаева.

- Проект пока в первой фазе: интернет-портал с простой и понятной навигацией, подключили социальные сети для формирования своей аудитории и поиска единомышленников. Сейчас внимание сконцентрировано на советском этапе казахского кинематографа, поскольку и люди, и материалы, связанные с той эпохой, - уходящая натура, выражаясь языком киношников. В дальнейшем фокус сместится на период независимости, работа в этом направлении ведется уже сегодня, - отметила координатор архивной службы проекта Александра ПОРШНЕВА.

Одну из своих жемчужин команда представила в день знакомства с проектом: уникальный короткометражный фильм “Дом­би и сын” - дипломная работа студентов ВГИКа 1946 года, одну из ролей в котором исполнила известная казахская актриса Ляйля ГАЛИМЖАНОВА.

Собирают сведения буквально по крупицам. Какие-то ценные кинематографические артефакты хранятся в семейных архивах, другие - в частных коллекциях. В обоих случаях необходимо заручиться согласием владельцев на оцифровку записей или фото.

- При разговоре с обладателями сразу предупреждаем: заплатить за доступ к материалам мы не можем и сами на этом зарабатывать не будем. Единственная цель - показать, сохранить для поклонников и истории. Чаще всего нам идут навстречу: забираем, оцифровываем, возвращаем. Какие-то данные собираем по родовым местам интересующих нас персонажей: обращаемся в местные музеи, школы, ценим даже фото с доски почета! Тут, конечно, нам здорово помогают волонтеры, собкоры, как мы их называем: ездить основному костяку команды проекта в пять человек по всем регионам невозможно! - продолжает Лумпов.

Что-то удается завезти из-за границы: контакты с киностудиями бывших союзных республик активно налаживаются. Правда, тут тоже не без сложностей: часть записей уже ушла в госархивы, а значит, надо писать официальные обращения, ждать.

Елена ЛЕВКОВИЧ, Астана

Поделиться
Класснуть