917

Против лома…

Этот перформанс выглядел жутко: автор жестоко разбил на мелкие осколки свое произведение. Все для того, чтобы потрясти публику. И добился нужного эффекта.

Против лома…

Самые слабонервные даже заплакали от ужаса. Но у перформанса был очень конкретный смысл: не напугать зрителей, а наглядно показать, какого рода вандализм происходит повсеместно в нашей стране.

Эта плита - точная уменьшенная копия знаменитого алтаря, который нашли участники народного движения “Охотники за петроглифами” в святилище Архарлы. Там, где частное предприятие много лет добывало щебенку.

- Рисунок мы обнаружили два года назад, - рассказывает Ольга ГУМИРОВА, один из самых фанатичных охотников за петроглифами. - Наша народная архео­логическая экспедиция занималась паспортизацией объектов Архарлы, то есть фиксировала сохранившиеся рисунки. Стояла дикая жара, мы понимали, что значительная часть петроглифов просто уничтожена. Понимали, что в центре на скале есть остатки алтарной части, и я по какому-то наитию сунула руку под плиту, лежащую на земле. На ощупь стало понятно, что на ней очень много рисунков. К сожалению, тогда мы поднять ее так и не смогли, для этого вернулись уже осенью с тросами, взяв с собой побольше мужчин. Работа оказалась сложная: на сыпухе, на склоне поднять подручными средствами полуторатонную плиту… Мы практически все ахнули, когда увидели то, что на ней. Это оказалась центральная часть алтаря, которая была просто отколота ломом и сброшена вниз.

Эта история потрясла художника Санжара ЖУБАНОВА, который воссоздаст рисунки древних людей в уникальном парке пет­роглифов в Алматы. Санжар решил, что надо наглядно показать, что казахстанцы делают со своей историей и бесценным культурным наследием. В течение трех недель он делал точную уменьшенную копию той самой плиты. Она стала главным действующим лицом перформанса. Санжар принес несколько строительных мешков с щебенкой - это то, во что часто превращаются скалы с петроглифами, положил на них плиту и ломом на глазах у зрителей расколол ее на мелкие части, превратив в мусор.

Впрочем, на этом художественная история не окончена. Перформанс превратится в видео, плиту художник соберет как пазл, и все объекты станут частью инсталляции в одном из отелей Алматы. Уже осенью все желающие смогут увидеть их, прочитать на специальных стендах информацию и историю борьбы за петроглифы.

- Первая часть программы, касающаяся непосредственно Архарлы, выполнена, - рассказывает Ольга. - Мы привлекли внимание к проблеме, сейчас деятельность завода по производству щебенки остановлена, земля, на которой скалы с уникальным скоплением петроглифов, возращена в собственность государства. Это хорошо. Но есть вторая часть проблемы: и эти наскальные рисунки, и многие другие в нашей стране до сих пор никак не охраняются. Есть всего лишь несколько мест со специальным охранным статусом, это популярные объекты туризма. Но на территории Жетысу, то есть непосредственно в нашем регионе, около 90 тысяч петроглифов, это невероятное богатство! И они никак и никем не охраняются. То, что произошло с Архарлы, может случиться с любым из этих скоплений. Вот еще один свежий пример: в Восточно-Казахстанской области золотоискатели взрывают скалы с рисунками, и местные жители не могут их остановить.

Охотники за петроглифами подготовили очередное обращение к правительству страны, чтобы наконец решить проблему сохранности наскальных рисунков.

- Мне пришлось на глазах у вас совершить вандализм, - говорит Санжар. - Конечно, было жалко свою работу, но тут самое главное - добиться нужного эффекта. То, что для наших предков было алтарем, то, что для нормального человека представляет художественную и историческую ценность, может легко стать щебнем или плитняком. Для меня карьер, в котором десятилетиями что-то копают, взрывают, - это шрам на теле нашей земли. Очень хочется, чтобы люди это осознали.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть