Если ива захандрила
Уже в сентябре на улицы Алматы выйдут “зеленые” рейнджеры - выпускники экошколы, открытой этим летом в Ботаническом саду Алматы. По сути, это добровольцы, которые встанут на защиту деревьев города, но вооруженные специальными и довольно обширными знаниями. Знаний этих как раз зачастую и не хватает тем, кто бездумно втыкает в землю саженцы, а потом забывает их поливать.
Создание экошколы как части проекта Tabigat Labs более чем актуально. Этим летом Алматы переживает настоящее нашествие вредителей, мигрировавших из других регионов или привезенных из-за границы. Более 30 видов насекомых буквально уничтожают деревья.
Занятия в школе “Зеленый рейнджер” бесплатные. И, что интересно, не берут на них совсем уж “зеленых” активистов - слушателям курса должно быть больше 25 лет. Чтобы их слово и стремление волонтерить было осознанным. Ведут занятия опытные дендрологи и фитопатологи - научные сотрудники РГП “Институт ботаники и фитоинтродукции”. Если честно, заслушаешься. На прошлой лекции рейнджеры изучали, как собрать анамнез о дереве, измерить подручными средствами его рост и возраст. Люди в “зеленую школу” пришли включенные - наперебой рассказывают о методе карандаша, показывают, где у дерева талия, или объясняют, как узнать возраст растущей во дворе липы, не прибегая к помощи бабушек-старожилов.
Преподаватель экошколы Елена ДУБЫНИНА ведет группу от дерева к дереву, рассказывает, почему одни чувствуют себя в городе вольготно, а другим нужны особый подход и специальные условия. Слушатели курса тут же приводят примеры с улиц. Далеко ходить и не нужно - у северного входа в Ботсад в тесном соседстве растут сосны и каштаны. Деревья, которые только наращивают крону (она у каштанов внушительная), уже задавили сосенки авторитетом. Вот и выходит, что многие высаженные вдоль дорог и в скверах деревья - смертники: зря потрачены бюджетные средства, саженец обречен.
- Это проблема не только Алматы, но и многих городов СНГ: есть несогласованность в работе коммунальных служб. Отсюда и неграмотные посадки, работы по благоустройству, когда приствольный круг на несколько сантиметров шире ствола, неправильный уход за саженцами. К тому же загазованность городов сокращает перечень деревьев, которые могут выжить в мегаполисе, - рассказывает Елена Дубынина.
Делаем паузу, а преподаватель тем временем ныряет в кусты, возвращаясь оттуда с плодом, похожим на стручок. Бундук двудомный называют городским кофе - его плоды (ядовитые в сыром виде!) можно обжарить и приготовить бодрящий напиток. А из волокнистой изнанки стручка сделать экомыло. Вообще жизнь замечательных корней скучной уж точно не назовешь. Вот елка - любимое дерево у городских озеленителей: чтобы сразу и красиво, и дорого-богато. Она, оказывается, активно предупреждает своих собратьев о надвигающейся опасности, источает в воздух смолистый аромат. “Переписываются” деревья и с помощью корней, и с помощью веток, и с помощью других организмов - очень разветвленная сеть. Вот только городские деревья - беспризорники, от семьи оторваны и эту способность почти утратили.
Экономист Эльмира АЛИМОВА давно двигается по “зеленой” полосе: сортирует мусор и учит своих родных беречь природу. Теперь знания позволят выйти на новый уровень - прогуливаясь по городским улицам, она сможет понять, какое дерево нуждается в лечении или безнадежно. Кстати, полечить или полить дерево волонтеры могут самостоятельно и без проблем. А вот с остальными манипуляциями им придется обращаться к коммунальщикам. Хотя их работа порой и вызывает много вопросов у горожан, законное право проводить обрезку, кронирование и другие работы с “зеленкой”, посаженной на баланс города, могут только они. Иначе можно нарваться на штраф.
Один в поле не воин, и рейнджеры в будущем могут поделиться знаниями и создать вокруг себя сообщество таких же неравнодушных горожан. В планах у Института ботаники и фитоиндродукции сделать занятия ежегодными и обучить еще больше волонтеров.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы