1435

Женщина, которая летит

6 июля казахстанские десантники-штурмовики отмечают свой профессиональный праздник. Среди них нам удалось найти настоящего ангела. А что? Эта шутка десантников про “три секунды ангел, три секунды орел, а остальное время ломовая лошадь” уже мхом поросла, а актуальности не теряет.

Женщина, которая летит

Ефрейтор Балжан МУСАТАЕВА подписывается только под ангелом, а все остальное называет, как скромная восточная женщина, работой. Но даже среди брутальных десантников эту хрупкую пери выделяют характер и уровень. На данный момент Балжан - единственная в Казахстане десантница, которая совершает прыжки с парашютами специального назначения “Мальва”.

- Эти парашюты не срабатывают автоматически - десантник сам оценивает высоту и рассчитывает, когда открыть парашют, - объясняет очаровательная представительница “крылатой гвардии”. - Максимальная высота, с которой я прыгала, 3 тысячи мет­ров. Это была как раз подготовка к переходу на более сложную парашютную систему. Ты отделяешься от самолета, ложишься на воздух - и ух!

За время службы в десантно-штурмовых войсках она освоила уже пять парашютных систем: купольные - Д6 серии 4, Д-1-5у, крылья - “Кентавр”, “Беркут” и самый сложный парашют, с которым в казах­станском десанте из женщин прыгает только Балжан, - “Мальва”. Формой эти управляемые спецпарашюты похожи на крыло, они чувствительны к управлению в воздухе, и парашютист может не только безопасно приземлиться в заданной точке, но и выполнять сложные задачи.

Интересуюсь, что же умеет эта чудо-женщина. Акробатические этюды в поднебесье? Запросто. Точечное приземление? Легко! На соревнованиях по парашютному спорту десантница попадает пяткой точно в 16-сантиметровый “блин”, как того требует поставленная задача. Спускаться с неба в тандеме с другими парашютистами? Тоже проходили. Приводниться и потом доплыть с парашютом до берега? И это она умеет!

- Высоты я не боюсь, а вот глубины… - многозначительно молчит десантница. - Успокаивало только то, что на мне был спасательный жилет и вокруг дежурили катера, если что - вытащат. Да еще и парашют, намокнув, стал в два раза тяжелее. Но я справилась (подчеркну, что главное - подготовка) и даже получила за технику оценку отлично от командования. А заодно и от боязни воды избавилась - клин клином, как говорится! А какой вид открывается на Капшагай с воздуха - как переливается, словно драгоценный камень, вода! Как красива наша степь! И еще знаете, какая в небе благодатная тишина. Видите, наша профессия не лишена романтики.

Основная работа старшего специалиста - ответственного исполнителя войсковой части 44013 Мусатаевой связана с делопроизводством. Но сейчас она в радостном нетерпении - впереди несколько дней тренировочных прыжков, расписанных буквально по минутам: укладка парашюта, наземная отработка (именно на земле военнослужащие отрабатывают сначала все задачи, проигрывают все возможные сценарии прыжка) и, наконец, самые яркие секунды в свободном полете. Обычно от женщин-военнослужащих требуется совершить в год от двух до шести прыжков. Балжан делает около 40.

- В этом году снова буду прыгать в свой день рождения, - удивляет Балжан. - Надо мной уже в части подшучивают по этому поводу. Желание я обязательно загадаю, а торт и свечи оставлю на потом.

Главный бонус прыжков с парашютом - не нужно изнурять себя диетами. Балжан, например, за ее легкость бытия (ну что это за вес для десантника - 50 кг!) все время хотели откормить, ведь однажды хрупкую девушку буквально ветром унесло!

- Это было лет девять назад, - рассказывает Балжан. - Мы совершали тренировочные прыжки на военном аэродроме. Нужно было показать четкое приземление. Парашют неуправляемый, да еще на высоте попала в поток ветра. Вся команда полетела в нужную сторону, а я - в другую, через поле к жилым многоэтажкам. Это опасно, есть риск угодить в линии электропередачи. К счастью, мне удалось приземлиться во дворе четырехэтажки. Представьте: полдень, двор - и тут я опус­каюсь с неба. В припаркованной машине скучал мужчина. Так он буквально дар речи потерял. Я показываю ему: помоги, мол, стропы запутались в ветвях дерева. Очухался, помог. А потом еще больше удивился, когда я спросила, в какой стороне аэродром.

- Подвезти не предложил? Могла бы выйти чудесная романтическая история.

- Нет, я сложила парашют и побежала. Всего-то километра три. На полпути к аэродрому встретила своих - они выехали на поиски меня. Конечно, это внештатная ситуация, но предугадать все невозможно. И, опять же, все приходит с опытом: теперь я уже могу управлять полетом и выбирать точку приземления. А ветер для нас даже помощник. Солдаты-срочники, например, при ветре четыре метра в секунду не прыгают, а нам это на руку.

Не сдержусь и спрошу, а не страшно ли ей. Объяснит, что страшнее, чем первый, может быть только второй прыжок. На третий ты либо навсегда заболеваешь высотой, либо обрастаешь фобиями. И, конечно, чем меньше высота, тем страшнее прыгать. Минимальная - 200 метров. Тут до приземления даже мысль проскочить не успевает: нужно сгруппироваться - и ты уже на земле. Но страх - это для “чайников”. У профи на мысли о страхе времени не остается. “Укладывая парашют, ты укладываешь свою жизнь” - это не просто слова.

- Гораздо страшнее было прыгать после декрета, - признается Балжан. - Понимаете, 20-летняя Балжан не зацикливалась на мыс­лях об опасности, меня заводило то, что я постоянно повышаю свое мастерство и осваиваю парашюты, с которыми не все могут совершать прыжки. Инструктор предупреждал: родишь - остановишься. У нас, бывало, женщины после декрета приезжали на поле и говорили: не буду прыгать, не могу.

30-летняя Балжан их теперь понимает. Когда ты мама, голова уже включается: зачем тебе это нужно, подумай о детях. Поймала себя на этой мысли уже в вертолете. В чувство себя привела быстро: буду бояться - пропущу высоту, совершу роковую ошибку. Да, дома я хорошая мама, но и это важная и любимая часть моей жизни. А дети уже привыкли к тому, что мама - десантница. Для них, наверное, удивительнее, что есть на свете мамы, которые не прыгают с парашютом.

Боится Балжан, по ее словам, только машину водить. Инструктор шутит: ты же в небе так свободно себя чувствуешь, хорошо прыгаешь в команде с другими парашютистами.

- Но там-то мне никто не мешает. А на дороге столько людей и машин... Как я могу за них ответить? - опасается молодая женщина.

Стремление к армейской службе в Балжан проснулось на уроках НВП. Чудом в каскеленской школе, где она училась, сохранился инвентарь для занятий и нашелся педагог с горящими глазами. Вспоминает, как примеряла парадную форму тети и начищала медали дедушки, доставшиеся в наследство ее отцу, как единственному мальчику в семье. Окончила школу, поработала менеджером на гражданке и буквально сбежала в армию. Конечно, в десантно-штурмовые войска, ведь их считают армейской элитой.

Родители стремление пойти по военной стезе приняли стоически, но увлечение парашютами до сих пор пытаются перебороть. Уговаривают остановиться и хотя бы совершать прыжки как все, по нормативам. Балжан смеется: она-то решила летать, пока летается. Тем более что это увлечение ее закалило - попробуй потаскать на себе парашют весом около 20 килограммов! Шутит, что теперь для нее и в быту нерешаемых задач не бывает, даже тяжелую мебель двигает на раз-два.

Да, шкафы и комоды бравой десант­нице приходится теперь переставлять самой. История Балжан начиналась, как романтическое кино. Между парашютисткой и инструктором проскочила искра. Она, дотошная, прыгает до тех пор, пока не отработает поставленную задачу без помарок и замечаний. Он убеждает ее остепениться хотя бы на время декрета. Небо небом, а на земле их дороги разошлись. Теперь Балжан воспитывает семилетнюю Дарию и трехлетнего Айбына одна. И не исключает возможности, что однажды там, над облаками, или эффектно спустившись на землю она встретит свою судьбу.

Юлия ЗЕНГ, фото предоставлены Балжан МУСАТАЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

После зимы снова поплывём? Зона риска
После зимы снова поплывём?

Весенний паводок этого года ярко продемонстрировал, что к природным катаклизмам дешевле готовиться заранее. Все лето в регионах Акмолинской области, подтоп­ленных весной, строили новое жилье, укрепляли дамбы и ремонтировали водопропускные сооружения. 

21