1956

Письма Маши

Короткие и длинные, авторские и подсмотренные в интернете, но всегда искренние - “Письма Маши”. Выставка с таким названием открылась в пространстве EfesArtSpace в Алматы.

Письма Маши

Маша ДУБОДЕЛОВА. 28 лет. Актриса лаборатории “Действие буквально”, первого в Центральной Азии театра, половина труппы в котором - люди с ментальными особенностями: аутизмом и синдромом Дауна. Она с удовольствием позировала фотографам и раздавала интервью.

- Мне здесь все-все-все нравится, - ловила каждое мгновение этого вечера звезда.

А ведь ехать на выставку не хотела.

- Зашла в зал: “Это же мои картины! Это же мои письма!” Мы не ожидали, что получится так креативно и непредсказуемо, - поделится первыми впечатлениями мама Маши Тамара ­ЛЮ-И-ТЯНЬ. - Маша пишет давно, лет 10 точно. Она всегда вы­п­лескивала свои эмоции и страхи на бумагу. Но раньше делала это безадресно. Шесть лет назад стала актрисой театра “Действие буквально”, у нее появились коллеги, и дочь стала обращаться к ним. Я письма Маши хранила и не думала, что это превратится в выставку. Мне казалось: ну кому это интересно?

- Почему это стало интерес­ным?

- Общество меняется. Все вокруг говорят про инклюзию - в какой-то степени это даже модно. Мы знаем, что есть диагноз синдром Дауна, даже иногда встречаем таких людей, теперь нам интересно: о чем и как они думают? что переживают?..

Жаль, что Маша родилась не в нынешнее время. В ее детстве все было по-другому. Продавец в магазине игрушек одергивала: “Уберите ребенка! Она сломает!” Не трогать! Не заходить! Не беспокоить! Я на диагнозе не зацик­ливалась - сразу дала себе такую установку. Мы много путешествовали, видела, как к таким детям относятся в других странах, это мне помогало. Что-то подобное начинает происходить и в Казахстане.

Выставка называется “Письма Маши”, но она не только про нее - про лабораторию “Действие буквально” и других актеров. Маша коллег по цеху заразила - они тоже начали писать. Читаешь их послания друг другу и оказываешься в закулисье. А там (никаких отличий от театра обычного) ­шекспировские страсти...

“Что за игры!!! Хватит со мной играть!!! Мы мне надоели!!! Я хочу и буду говорить!!! Я столько терпела от вас!!!”

“Я сдаю две футболки!!! Сдаю!!! А вы знаете почему? Я скажу честно!!! Мне не нравился давно этот театр. Досвидос!!!”

“Катя (актриса и куратор театра “Действие буквально”. - О. А.), если бы я была в чужом теле!!! Ну, например, в вас!!! Я сразу предупреждаю!!! Если бы я была Катя, я бы по-другому ко всем относилась!!!”

“Это какой-то ужас. Никогда не видела, чтобы люди себя так вели. Очень остро испытываю чувство неадекватности”.

- Переживания Маши не только находят словесное оформ­ление, но и выглядят как художественные артефакты. Ее письма - искренние, чувственные и откровенные. Каждый из нас может узнать в них себя, - сказала на открытии куратор выставки Оля ВЕСЕЛОВА. - Все мы люди, нам свойственны разные человеческие проявления. Мы безумно благодарны ребятам за то, что они впустили нас в свой мир. Я сознательно обхожу термин “инклюзивный”. В нем заложен акцент на различии, мы бы хотели поговорить о нашей общности.

Сейчас у лаборатории “Действие буквально” непростой период: театр остался без площадки и пока безрезультатно ищет новую сцену. Собираются актеры редко, к зрителям - если приглашают на городские мероприятия - выходят только с перформансами. Хочется играть, чтобы снова были эмоции, переживания, письма.

Маша, когда ей вручали символический ключ от выставки (она продлится до 18 июня), разволновалась:

- Я так нервничала, пока ждала, когда меня сюда вызовут. А еще хочу сказать всем сердцем, своей душой хрупкой: иногда сильно обидно, когда люди меня… ну, вы меня поняли...

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть