1171

Мультики всякому научат

Необычные учебные пособия для детей с особыми образовательными потребностями придумали и разработали... их ровесники.

Мультики всякому научат

Жансулу УЗАКБАЙ и Наира ДОСОВА из Павлодарской области собственноручно снимают и монтируют мультфильмы с куклами в главных ролях. Своих персонажей девочки представили на образовательной конференции “Білімді ұрпақ - білімді ел” в Астане.

- Почему именно мультики, да еще и кукольные? - спрашиваю.

- Потому что так интереснее! И нам, и детям, для которых мы их снимаем. Кукол мы в школе и так шили. А потом решили совместить полезное с еще более полезным - снимать мультфильмы на основе казахских преданий и традиций. Идея пришла от понимания, что казахский язык порой вынужден всерьез конкурировать с русским по частоте использования, а народные сказания вообще знают очень немногие; в игровой же форме они будут интересны даже малышам.

Аудитория определилась автоматически: дети дошкольного возраста и начальных классов. Для дошколят в ход пошли овощи, сшитые из фетра, для ребят постарше изготовили новых кукол - семерых джигитов, девушку и старца. За почти семь месяцев творческой работы уже отснято 10 мультфильмов, которые произвели фурор в местных школах: легкая подача материала, интересные истории по возрасту - что еще нужно?

- Раскрутились мы потихоньку. Сначала нашили-навязали кукол, продали их на ярмарке для родителей. А на вырученные деньги уже закупили нехитрую технику и тот материал, который нам был нужен для дальнейшей работы. Сюжеты, тексты обсуждаем сообща, кукол сооружаем вместе, а снимать и монтировать девочек научили десятиклассники, - рассказала школьный учитель технологии Жанаргуль СЕРДАЛИНА.

Найти спонсора или подать заявку на грант павлодарцы пока не пробовали - некогда. Говорят, каждый мультик - это масса усилий и времени, а юный зритель требует новых серий.

Ну а взрослые участники конференции из Назарбаев Университета предлагают использовать для работы с особенными детьми роботов: симпатягу-гуманоида NAO и бестелесного (в прямом смысле) настольного помощника.

NAO - любимец детей, это уже успели выяснить в ходе исследований на базе Детского респуб­ликанского реабилитационного центра. Он, подсоединенный к интернету, может бесконечно долго рассказывать о чем-то, и это важно: у большинства детей с аутизмом есть зацикленность на определенной теме - например, они хотят все знать о динозаврах. И робот, как очень терпеливая нянька, способен часами говорить о ящерах.

NAO предназначен для детишек до 6 лет и тех, кто не разговаривает. Он просит их повторять разные движения, звуки, рассказывает сказки. У него 25 степеней свобод: танцует, может нежно сжать детские пальчики, постоять на одной ноге... Важный момент: он способен распознавать глаза и держать контакт. Для многих ­аутистов зрительный контакт проблематичен, а на роботе они могут попрактиковаться

- Он действительно помогает! Нам рассказала мама одной из пациенток: девочке 7 лет, абсолютно не выстраивала зрительный контакт. А благодаря NAO начала! Несколько занятий они с роботом просто молча смотрели друг другу в глаза, а потом она посмотрела уже в мамины. А другой маленький пациент сказал свое первое слово наедине с машиной - назвал робота по имени, - говорит о результатах Анара САНДЫГУЛОВА, ассоциированный профессор Назарбаев Университета. - Для многих детей NAO не просто робот, он становится другом.

Еще 16 роботов NAO скоро отправятся в региональные реабилитационные центры.

Елена ЛЕВКОВИЧ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть