Привет вашей кукухе
В Центральном государственном музее в Алматы собрался народ веселый и с сумасшедшинкой - здесь проходит международная выставка авторских кукол и медведей Тедди. Можно также увидеть Алмушу - девочку, символ нашего города.
Интерес к мишкам приживается у нас медленно, а вот что оказалось востребовано, так это куклы в национальных костюмах. На выставке, организованной творческим союзом кукольников Asia Doll, 53 мастера, около 200 работ. Кроме наших мастеров традиционно принимают участие и зарубежные, но на этот раз их значительно меньше. По традиции внутри общей выставки есть два проекта, на этот раз “Шелковый путь” и “Босоногое детство”.
- Лучшие образцы из серии “Шелковый путь” мы повезем в Россию на выставку “Искусство кукол”, - рассказывает руководитель Союза кукольников Татьяна СЕМЕНОВА. - Когда-то соседи нас недооценили, решили, что мы не можем чем-то удивить, но тем с большим восторгом открывают нас сейчас.
Самая дорогая кукла выставки - портретная копия Альмиры Турсын в роли Томирис. Автор Марина АСИМИ оценила ее в 1 000 000 тенге. Оказывается, казахстанцы уже с удовольствием коллекционируют авторские образцы. На выставке шепотом передавалась легенда о столичном собрании одной любительницы, в котором есть экземпляры и по 10-15 тысяч долларов.
Но мое сердце было отдано двум экспонатам. Первый - скромная, с ладошку размером девочка Алмуша с яблоком в руке. Это работа Насти ЕЛИСЕЕВОЙ, профессионального художника, одного из мастеров национальной куклы.
- Да, это оказалось востребовано делать именно национальные образы. Но не могу сказать, что я иду за рынком. Мне самой нравится теплая атмосфера Востока, - признается Настя. - Я здесь родилась, выросла, впитала культуру этой земли. Мы как-то жили два года в России, а потом вернулись назад, потому что дом здесь, здесь мы себя чувствуем на своем месте. Я вообще люблю кукол в этническом стиле. Конечно, для того чтобы создавать костюмы и украшения, пришлось много изучать, тем более что, когда я только начала погружение в тему, этим мало кто занимался. А просили многие. Вот Алмуша - это такой собирательный образ, посвящение любимому городу.
Положа руку на сердце, в этом году выставка не такая многолюдная, шумная и веселая. Все мастера признаются, что хотя и привыкли жить в вымышленном мире своих героев, но политические страсти и вообще сложные времена иногда не дают им поймать вдохновение. Да и сами куклы получаются другие… Вот историк Гаухар ИГЛИКОВА так и не смогла продолжить свою роскошную коллекцию тюркских воинов. Очередной батыр отказался надевать доспехи и принимать грозный вид.
- Я по первому образованию историк, наверное, еще и поэтому все события вижу глубже, анализирую их. Больно, что история человечества - это история войн. Моя серия “Степной дозор” должна была пополниться, но я не смогла этого сделать. Вот этот батыр просто не хотел надевать доспехи, брать в руки оружие. Я даже чапан ему дважды перешивала. В итоге пришлось усадить его и дать в руки камчу. Причем даже ее он собрал в ладонь, а этот жест означает мирные намерения.
- Как кукла может диктовать условия?
- Может. Все кукольники расскажут вам, что стоит нарисовать или вставить глаза, и сразу проявляется характер. У меня тоже сейчас не лежит душа к теме войны. Мой батыр не хочет воевать, хотя и готов в любой момент защитить свой род, свою землю.
Чтобы мастера не грустили, организаторы им прописали алматинскую витаминку сумасшествия в виде художника-философа Севы ДЕМИДОВА с его невероятными шляпами. В день открытия выставки он всем участникам предоставлял свои работы на безвозмездной основе, для поднятия настроения и легкого безумия.
- Чтобы творить, надо понимать, что внутри тебя ребенок, и только тот, кто культивирует его, может жить счастливо, - рассказывает Сева. - Это принципиально. Я не Всеволод, я Сева, Севочка - мне снаружи 50 лет, а внутри меня мальчик маленький. Так что поехать кукухой нормально. Можно и во взрослые игры поиграть иногда, но комфортнее дружить с внутренним ребенком.
Еще одна наша любовь скромно стояла в стороне.
- Это я, “Дурочка с токайского переулочка”, потому что живу на улице Токая.
Мы с фотографом опешили и не сразу поняли, кто подал голос: кукла в виде дамы в возрасте, на велосипеде и с реальными часами-кукушкой на голове или ее точная копия в живом виде, но без кукухи на макушке.
- Да-да, не удивляйтесь, это мой автопортрет, - смеется Ольга ФАДЕЕВА. - В обычной жизни я хранитель музея Невзоровых в Семее, так что, как специалист, я даже рада, что народу не так много. Куклам спокойнее. У меня не отдельные куклы, а целые композиции из них. Хотелось делать больше, но я буквально била себя по рукам, говорила, что и так они никому не нужны. До нас, до Семея, как-то не докатилась эта мода на кукол, скорее воспринимается как чудачество, хобби.
- Что привносят куклы в вашу жизнь, кроме сумасшедшинки?
- Все привносят. Они помогают пережить даже самые страшные моменты. Потому что, когда ты делаешь кукол, ты уже живешь в другом мире.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы