Наивная и примитивная
Перепроизводство профессионалов создает моду на самоучек. В алматинской галерее “Улар” проходит выставка картин очень своеобразной художницы Инессы ИОКТОН.
Не сказать, чтобы на открытии было многолюдно, в основном друзья и знакомые автора. Профессионалы на родине очень скептически относятся к Инессе, а вот за границей от нее в восторге. Дама вообще не переживает по поводу чужого мнения о ее живописи, говорит, подождите немного, и мои картины будут стоить миллионы.
Такую живопись называют наивной, примитивной, но это не ругательное слово, не презрение, а обозначение целого жанра в искусстве. Достаточно популярного в наш технологичный и прагматичный век.
Итак, жила себе женщина, программист по образованию, любила путешествия и музеи. Восхищалась талантом людей, способных переносить на холст любые сюжеты и впечатления. Думала, что это дано только избранным, особо отмеченным людям. Сама баловалась дамскими поделками типа изготовления брошек, скрапбукинга и прочего. Во время пандемии вместе со всем миром впала в тревожность и депрессию. И однажды приснился ей любимый французcкий художник Поль Сезанн. Он ей сказал, что надо научиться рисовать, вручил кисти и краски. Стоит ли загонять автора в тупик вопросами, на каком языке говорил Поль, что за краски дал и прочее? Инесса честно признается, что склонна к мистике и понимает, как эта байка выглядит со стороны. В любом случае в то же утро она отправилась в магазин и закупила все, что нужно для живописи.
- Да, я самоучка, - улыбается Инесса, - осваивала все через интернет, там есть и хорошие уроки, и не очень. Конечно, поначалу получалась откровенная мазня. Я пыталась учиться у наших художников, но я не особо знаю их, а те, что мне нравились, либо не брали учеников, либо устраивали мне троллинг.
- За что?
- Например, я пыталась делать копии одного нашего художника - не буду называть его имя. Так его жена в соцсетях настоящую травлю мне организовала. Но я ей теперь даже благодарна. Потому что если бы она не надавала мне по рукам, я бы и дальше копировала чужие картины, в том числе ее мужа. А так я решила искать свои сюжеты. И еще поняла: раз на меня так реагируют, устраивают настоящую травлю, значит, надо продолжать! У меня бойцовский характер. Я стала писать каждый день и постепенно дописалась до выставки. Когда уже было около 70 готовых картин, подошла к известному галеристу и спросила, можно ли устроить персональную выставку. Ну а что, язык же не отвалится, если спросить!
Оказалось, можно. Правда, пришлось подождать в общей очереди полгода. Инесса подчеркивает, что занимается любимым делом для удовольствия, говорит, что достаточно поработала в своей жизни и в 54 года имеет право делать то, что хочет. Тем более что как минимум один восхищенный поклонник у нее есть - это собственный муж. Он специально для жены научился подготавливать холсты, он же первый критик, следит, чтобы дома всегда были в нужном количестве краски и чтобы у Инессы не пропадало вдохновение.
- На этой выставке я останавливаться точно не собираюсь, - рассуждает автор. - Вот увидите, лет через 10 мои картины будут стоить миллионы, но уже сейчас их с удовольствием покупают и казахстанцы, и жители других стран. Оказывается, наивная живопись очень популярна сейчас во всем мире. Да меня и многие искусствоведы называют настоящим талантом, самородком. Так что время покажет.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы