Красиво летят!
В Алматы стартовал республиканский чемпионат по мотокроссу. Откатали сразу два этапа. Как всегда, свою лепту в зрелищность состязания внесла и погода. Но никто не удивился: пожалуй, еще ни один чемпионат не обходился без проливного дождя. Но и ливень, и ветер для райдеров - лишь повод для шуток.
- Непогода не понос, не отменит мотокросс, - басит в трубку организатор соревнований Вячеслав ЯНОВСКИЙ, и мы тоже выдвигаемся к месту старта.
До того, как судья дернет трос и опустит стартовый барьер, дав сигнал началу заезда в зачет, кроссмены уже размялись на трассе. И райдеры, и их железные кони в грязи с головы до пят. Уделали и самых включенных зрителей. Гонщики уверяют: чем более влажный грунт, тем лучше сцепление. Но тем, кто в гонке не лидировал, пришлось изрядно помучиться - грязь из-под колес впереди идущих то и дело закрывала им обзор. Секундное дело - продернуть ленту в очках, чтобы вернуть себе видимость, но этих-то секунд потом так недостает на финише!
Участие в состязаниях приняли около ста спортсменов со всего Казахстана. Организаторы уверяют: это рекорд. Приехали, как всегда, целыми кланами. В мотосемьях так уж повелось - начинает катать отец, а после на колесах уже вся семья.
- Мне 11, и я уже почти пять лет катаю. Девочек у нас не очень много, соревнуюсь с мальчишками. А подружки никак не решаются пойти со мной на тренировку - страшно, - поделилась с нами Ксения БЕЛЯКОВА из Караганды. Хрупкой девчушке докатить мотоцикл до старта помогают то папа, то тренер. Но как только взревел мотор - Ксюшу не удержать.
В первый день, самый массовый, мотогонщики взорвали тишину на Лысой горе близ поселка Каргалы. Во второй перебрались поближе к городу, на любовно обкатанную трассу близ поселка Кайрат. С каждым годом устраивать хороший турнир становится все сложнее. Спорт этот, технический и дорогой, поддерживается исключительно самими участниками и редкими спонсорами. Да и отыскать плацдарм для гонок все сложнее - не каждый владелец земельного участка придет в восторг от мотовыкрутасов. Любители езды с ветерком пишут в разные инстанции с просьбой о поддержке и содействии, да все без толку.
- Городские власти не выделили нам даже бригаду скорой медицинской помощи для дежурства на соревнованиях, - сетует Вячеслав Яновский. - Нам пришлось прибегнуть к помощи коммерческих лечебных учреждений.
К слову, нынешний чемпионат опять пройдет как этакий междусобойчик. Лучший гонщик страны, который должен с честью пройти все восемь этапов чемпионата, не поедет отстаивать честь Казахстана на международных состязаниях - нет средств. А ведь у нас есть очень крутые кроссмены с именем и опытом.
Но грустить некогда - ревут моторы, на старт рвутся райдеры. На этот раз соревнования проводятся сразу в девяти классах: среди молодежи, любителей и ветеранов. Впервые в отдельную категорию выведены мотоциклы китайского производства - уж очень они сейчас популярны. На старт вместе с ними вышла даже “электричка”, причем экомотоцикл показал неплохой результат.
Устроили настоящий бунт и мотодевчонки - их в сообществе райдеров с каждым годом все больше, пора уже и в отдельной категории стартовать. Организаторы послушали женщин и… сделали, как они просили. Исторический момент.
- Мы хотим популяризировать женский мотоспорт, - рассказывает Виталина ШИН. Но заезды “сестер” девушка оценивает из зрительской ложи - повредила колено на тренировке. - У нас очень мало кроссменш, в основном все выбирают эндуро. В первый день чемпионата на старт вышли шесть девушек, это для нас уже хороший результат.
В командном зачете победу в двух этапах одержали астанчане. После Алматы чемпионат примут Актобе, Лисаковск и село Аулиеколь, что в Костанайской области. Финал состязаний пройдет в ноябре снова в Алматы. Кстати, в июле этого года любителей мотоспорта ждет еще одно масштабное событие - в Алматы впервые пройдет один из этапов чемпионата мира по кольцевым мотоциклетным гонкам Moto GP.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы