2502

Пекарня особых возможностей

Нас встречают, хотя мы и сами дорогу нашли бы без труда - по запаху: арома-а-ат!.. На кухне суета: пара минут - и из духовки пора вынимать песочные рогалики с разными начинками. В большой комнате, где обычно идут занятия, уже накрыт дастархан. 21 марта - день особенный. Три повода собраться за праздничным столом: Наурыз, Всемирный день человека с синдромом Дауна и официальное открытие пекарни возможностей “Күн бала” для подростков с таким заболеванием.

Пекарня  особых возможностей

Подростки в этом случае категория условная. Младшему кулинару 15 лет, старшему - 28. И не подростки, и не взрослые - дети! Солнечные дети, кџн бала. Тот возраст, когда они оказываются предоставлены самим себе. У них, конечно, есть родители, семья. И все равно: одно дело - ты в коллективе (детский сад, развивающий центр, школа), совсем другое - дома, в четырех стенах, когда весь твой мир виртуальный - в компьютере и телефоне.

- Родители замечают: ребенок не развивается, начинает терять некоторые навыки, общаться ему сложнее. Нашим детям нужно постоянно учиться. А где? Все заточено под тех, кто еще не окончил школу. Поэтому мы и хотели занять именно подростков, - говорит директор фонда “Кџн бала” Алла ДЖАН-ША. - Давно мечтали открыть что-то подобное: швейный цех, курсы по флористике, а получилось начать с пекарни. Минимум - научить ребят готовить простые блюда хотя бы для себя и близких. Если кто-то из них устроится на работу…

Это максимум. Цель. Мечта. Сейчас на двухмиллионный Алматы всего две девушки и парень с синдромом Дауна работают в обычных компаниях. Помощник в офисе, хостес в туристической фирме. Сколько таких ребят живет в нашем городе? Никто не знает, нет точной статистики. Фонд объединяет около 400 семей с детьми разного возраста. Не каждый из них сможет работать, но это не значит, что нужно лишать этого права всех.

Занятия в пекарне проходят в мини-группах по пять человек. Главная на кухне - технолог Масаты КАСЫМЖАНОВА. Она почти всю жизнь отпахала на самом большом в Алматы хлебозаводе.

- Не женщина - робот, не жизнь - работа сплошная, такой я была, - вспоминает прошлое Масаты. - Ушла с завода, работаю с особенными детьми, многое переосмыслила и стала другой. Уже нет той бесконечной гонки. В моей семье есть педагоги, видимо, и во мне всегда была эта жилка, просто я дольше других искала свой путь.

Масаты не скрывает: ребята разные и не всегда с ними просто. За месяц, что идут занятия, они поднаторели. Начинали с азов - катали лепешки. Тогда пекари не знали, как нож и скалку в руках держать, с какой стороны к духовке подойти. Сейчас в их кулинарном арсенале сдобные булочки, мясной, творожный, яблочный пироги, учпучмаки… Пока мы болтаем, вынимают из печи рогалики. На стол накрывают по-хозяйски, со знанием дела.

- Несколько ребят способные, их можно всему обучить. Они, конечно, не смогут делать все самостоятельно, но быть на подхвате в обычной пекарне - почему нет? - говорит Масаты.

Один из тех, кто сможет, - Махкан. Ему 23 года и на занятия (так здесь положено) он приходит вместе с мамой Анной МИХАЙЛОВОЙ. Она повар и часто берет сына на работу.

- Он помогает мне на кухне: овощи почистить, крупу перебрать, каждое утром сам делает лимонад - прекрасно помнит все пропорции, - рассказывает Анна, и сразу становится понятно: для Махкана многое не в новинку. - В пекарне сыну очень нравится, он ждет занятий. Здесь другие ребята, они вместе готовят, потом пробуют, общаются. Я вижу, как это важно для него.

Анна МИХАЙЛОВА с сыном.

Каждую неделю новый рецепт. Сами приготовили - сами съели, пока так. Объемы небольшие, как раз для праздничного дастархана на Наурыз, как в этот раз. Но это только начало. Печь со временем будут больше, хотя понимают: нет смысла гнаться даже за масштабами частных пекарен. Хотят продавать выпечку. Только не по фиксированной цене, а по принципу “кто сколько даст”.

- Пока (еще месяц-два) ребята адаптируются, потом планируем искать партнеров. Может быть, кофейни или крупные компании, у которых есть точки питания в офисе, - делится планами Алла Джан-Ша. - Они могут брать на реализацию булочки, пироги, которые пекут ребята, и продавать. Нас многие спрашивают: а как же самоокупаемость? Пекарня - социальный проект, площадка для профессиональной подготовки особенных подростков. О само­окупаемости мы не говорим, но и от помощи не отказываемся. Сейчас на занятия приходят 20 ребят. Многие родители просят: возьмите и нашего. Надеюсь, у нас по­явится такая возможность.

…Символическая красная лента перерезана. Мы хлопаем, дети собирают конфеты - шашу, можно садиться за дастархан.

- Пробуйте рогалики! Они еще горячие.

Пробуем. Вкусно!

Оксана АКУЛОВА, фото Марата САДЫКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть