1236

Красота, застывшая в металле

Более чем 200 уникальными предметами и ювелирными изделиями из частной коллекции можно полюбоваться в Центральном государственном музее Алматы. Почти у каждого артефакта есть своя история, о которой рассказывает собиратель древностей Азат АКИМБЕК.

Красота, застывшая в металле

На открытии коллекционер так и сказал: по сравнению с шедеврами древних мастеров все нынешние ювелирные бренды отдыхают - далеко им до лаконичной роскоши предков. Собрание прямо кладезь тюркской культуры и ремесла. Здесь соседствуют изделия казахов, туркмен, азербайджанцев, уйгуров, узбеков и каракалпаков. Традиции, появившиеся из единого корня, меняются, при­обретают разные черты, но сохраняют общность, которая здесь особенно ярко заметна.

- Мир рушится, - такими словами открыл свою экспозицию Азат. - И мы, потомки тюрков, которые оказали огромное влияние на цивилизацию, сегодня понимаем, что нам надо объединяться. Я хочу, чтобы наши дети жили лучше нас. Нам надо дорожить тем, что имеем, ценить свои сокровища.

Ювелирку дополняют пузатые кувшины, расшитая женская одежда и даже стилизованные портреты красавиц. Каждый экс­понат - маленький роман с прик­лючениями. Азат признается, что раньше он очень любил рассказывать истории о том, как находил, как выкупал или выпрашивал раритеты в аулах, потому что за каж­дой находкой видел лица хозяев, их рассказ. Смеется, вспоминая, сколько медных кувшинов и обязательных для зажиточных домов кальянов выудил… на школьных дворах из груды металлолома.

- Это была обычная история. Приезжаю в аул, меня встречают бабушки и чуть не плачут: мол, опоз­дал ты, сынок, внуки утащили, что смогли. А я отправлялся на школьный двор и доставал из кучи старого металла удивительные вещи.

У кувшинов вообще трудная судьба. Откуда только Азат не спасал экспонаты для своей будущей коллекции! Было дело, даже в отхожем месте пришлось копаться - внуки шалости ради выкинули туда дедушкино сокровище. Приехал молодой человек за обещанным раритетом, а его нет. Аксакал долго стеснялся объяснить, что же произошло с обещанной древностью.

- Он думал, что я городской белоручка, но мне удалось достать кувшин. Мы потом его целый вечер отмывали, а дед на радостях зарезал последнего барашка для меня. Был счастлив, что такой удивительный предмет попадет в музей, просил записать свою фамилию и предков, сохранивших реликвию.

Азат начал коллекционировать предметы старины еще в юности, как только вернулся из армии. Ходил вечно голодный, три года после демобилизации носил военную форму. Но понимал, что надо собирать раритетные вещи, чтобы сохранить историю и традиции.

- Как-то попались мне почти глухие старички, еле объяснил им, что ищу, спрашивал вышивки. Бабушка наконец поняла меня, убежала в дальнюю комнату, принесла из сундучка маленький кисет с невероятной вышивкой. Этой выставкой я хочу подчеркнуть, какое трепетное отношение было у предков к красоте. Наши поэты воспевали ее задолго до эпохи Возрождения - до Шекспира и Петрарки.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО и с сайта exclusive.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть