Пусть не скрипит седло...
Павлодарский ремесленник в третьем поколении, миксуя русско-американские элементы украшения седел, выработал свой совершенно неповторимый стиль работы с деревом и кожей. Обзавестись авторскими седлами Ержигита ТОКТАРОВА мечтают многие частные коллекционеры, неравнодушные к казахскому национальному ремеслу.
Ержигит Токтаров не только седельных дел мастер. В частных коллекциях мира от Объединенных Арабских Эмиратов до Хорватии хранятся домбры, посуда, предметы быта из кожи, женские украшения, сделанные руками талантливого национального ремесленника. Просто к седлам у павлодарца отношение особое. Может, из-за его любви к лошадям. А может, это отголосок детства. Мастер признается, что, еще будучи ребенком, мечтал сделать что-то особенное из кожи.
Продолжать семейные традиции деда, отца, старшего брата Ержигит начал с художественной обработки дерева. Но взяв за основу секреты мастерства, передающиеся из поколения в поколение, он привнес в свою работу и авторские нотки. Все два десятка лет, которые Ержигит профессионально занимается этим хобби, он не перестает учиться. Часто бывает в гостях у своих более старших коллег из Астаны и Алматы. Аксакалы с удовольствием делятся секретами ремесла. Тонкости деревянного орнамента постигал у мастера из Болгарии. То же самое и с кожей. Из 25 видов казахских седел Ержигит Токтаров вывел свой оригинальный микс, куда включил и русские элементы, и американские. Поэтому-то его работы высоко и ценятся у частных коллекционеров. Но есть один нюанс. Если у мастера не лежит душа к заказу, то он не возьмется за него, какую бы цену ему ни предлагали. Именитый ремесленник строго следует принципу “если творить, то только с душой и для души”. По этой же причине он и прайса опредленного на свои работы не имеет. Заказчики платят по совести. И это, пожалуй, и есть самый главный профессиональный совет начинающим ремесленникам, который Ержигит Токтаров дает на всех своих мастер-классах.
Ирина ВОЛКОВА, фото Есенжола ИСАБЕКА, Павлодар