На кой в космосе умывальник?
Казахстанские и российские актеры представили совместную работу - спектакль-мистерию “Оборотни Байконура”.
Для неподготовленного и нестойкого зрителя это не спектакль, а малопонятный и затянувшийся кисель из странных образов, идей и смыслов. Еще бы! Чтобы добраться до конца, нужно высидеть три часа. Арт-убежище BUNKER предоставило площадку для творческого эксперимента артистов казахстанского театра “АсАбАлАр” и их российских коллег. Взялись за живое - спектакль по одноименной пьесе драматурга-фантаста Андрея ВИШНЕВСКОГО поставил режиссер из России Игорь МАКАРОВ.
Получилось символично: по сюжету герои постановки - экипаж космического корабля “Крылья-2”, - стартанув с космодрома Байконур, зависают в невесомости собственных воспоминаний. Зритель погружается в эту глубину под темными сводами самого настоящего бомбоубежища, построенного за пять лет до первого полета человека в космос.
Пьеса, написанная в 1990 году, актуальности не теряет: герои, отправленные на секретное задание, кружат по орбите, пока страна-колосс рушится на обломки. Космонавтов двое - командир В. П. Горелов (Юрий ВАСИЛЬЕВ) и бортинженер В. П. Хусаинов (Артур АСЛАНЯН). Есть еще животные, за которыми они должны наблюдать, и существо по имени Чарлик. Неоднозначный персонаж, блистательно и с очевидным удовольствием воплощенный актрисой и сценаристом Алиной АБИЛКАЛАМОВОЙ. Кто же такой этот мерзопакостный Чарлик, зрителю придется гадать до самого конца постановки - то он представляется воспоминаниями о земной жизни героев, то видится их родными, то вдруг как черт из табакерки выскакивает в образе истеричной бывшей.
В тесном, укутанном темнотой, как ватой, пространстве космического корабля герои ищут выход, теряют ощущение реальности, пытаются покончить с этим мороком и переродиться. Связь с землей не утеряна: вот в тюбиках кумыс, опьяняющий космонавтов, вот телемосты на родную землю. Но с каждым сеансом связи все меньше остается в парнях человеческого, все больше порабощает их вездесущий Чарлик. Так кто же победит? Выяснит зритель, досидевший до конца. Помогает разобраться и отсылает к моменту распада страны на несколько республик специально созданный для спектакля документальный фильм режиссера Ольги КОЗЛОВОЙ. А еще аскетичное оформление сцены: минимум декораций и порой очень странный их подбор - зачем в космосе видавший виды умывальник-рукомойник? Но зрителя, закрученного в спираль спектакля-мистерии, вовлеченного в происходящее (ведь постановка эта местами иммерсивная), не смущает уже ничего.
Юлия ЗЕНГ, Алматы