Арик-марик, для пинг-понга шарик
Чему учили маленьких алматинцев артисты питерского “цирка для хулиганов”?
На выступлениях неформального “Упсала-Цирка” зрителей всегда поджидает прозрение: от восторженного “вау, как это необычно!” до “фу, без слонов и тигров это все не то”. Когда-то создатели цирка, который не то что своего шатра, даже угла не имел, именно на это и поставили: на их арене не будет клоунов и дрессировщиков и двери здесь открыты для каждого, кто хочет стать артистом.
Первых в труппу так и набирали - прямо с улицы. Взялись за хулиганов из кризисных центров и коррекционных школ - искусство же так и работает, на перевоспитание. Сегодня в профессиональной труппе цирка работают несколько таких трудных в прошлом ребят. И сначала проект этот был исключительно социальный. Со временем двинули в сторону театрального искусства с элементами цирка. После замахнулись и на реабилитацию - открыли группу для особенных детей. Прокатились по международным фестивалям, снискали успех. Создали несколько постановок. Одну из них - спектакль-эксперимент “Эффект пинг-понгового шарика” - показали в Алматы и Астане. Срежиссировала постановку основатель “Упсала-Цирка” Лариса АФАНАСЬЕВА. Для всех, кто побывал на представлении или даже вышел на ребят случайно, провели цирковой мастер-класс.
- Кем хотим стать? Конечно, циркачами, - блицответ маленьких участников мастер-класса как под копирку.
- Привела ребенка для прикрытия - на самом деле это я для себя хочу узнать, на что же я способна, - признается алматинка Евгения ЛИ.
Мастер-класс проходил в классе для занятий циркового кружка Мурата МУТУРГАНОВА. Из удобств - две скамейки, поэтому зрители рассаживаются на полу и ложатся прямо здесь. Артисты тоже отнюдь не в парадной спецовке. Но в этой простоте - без сложного оборудования, в их забавных комбинезончиках - чувствуются искренность и честность. Для начала отрывок из спектакля.
В оригинальной постановке на сцене шестеро артистов отвечают за акробатику, двое - за звуковое сопровождение. Спектакль этот про звук, свет, движение. Интерактив начинается с порога, ведь каждый зритель здесь должен в буквальном смысле проголосовать: хрюкнуть, замычать, кашлянуть, крикнуть или что-то прошептать. Вся эта какофония звуков микшируется в полотно представления. А камертоном спектакля выступает звук прыгающего шарика для пинг-понга. Артисты тоже чудят - без страховки и без страха побеждают гравитацию. В конце участников представления буквально накрывает целой лавиной пинг-понговых шариков.
В цирке рассказывают: шарики у них самая большая статья расходов. На гастроли с собой привезли их около семи тысяч штук. Шариковые запасы вечно приходится обновлять: уж очень любят зрители оставить их себе на память. Артисты на это не пеняют: после выступления к ним летят видеопослания, маленький шарик становится началом больших перемен.
Но что же это мы про деньги? Проект ведь заточен вовсе не под коммерцию. Здесь и социалка, и психология.
- Мы говорим: наш цирк открыт для всех. Любой человек вне зависимости от опыта, физических и ментальных возможностей и тем более возраста может стать цирковым артистом, - уверена тур-менеджер проекта Полина ГОРЯНСКАЯ.
Артисты “Упсала-Цирка” однажды придумали свой эксперимент: записывать на видео зрителей, входящих в зал до представления и покидающих его после. Их лица и глаза. На выходе - метаморфоза эмоций. Часто - в очищающих слезах. Так в цирке родилась шутка о сверхзадаче труппы - довести человека до слез. Радости, конечно.
Одна ремарка: артисты об этом не говорят, но мы расскажем. “Упсала-Цирк” - это не только про акробатические па. В досье проекта постановка про школу - время, которое детей просят “перетерпеть”. И еще кое-что: после 24 февраля 2022 года, когда демотивированными оказались и дети, и взрослые, артисты цирка устроили у себя день открытых дверей. Приглашали петербуржцев и беженцев из Украины, проводили мастер-классы, пили чай. Такая вот история баланса.
Шарик скачет, в обруче крутится человек, на огромном мате в форме гигантской таблетки кувыркаются в прыжке артисты. Цементирует их безбашенность полное доверие группе. Этому и пытаются научить на мастер-классе в формате “открытого цирка”. Зал разделяется на группы: цирковая скакалка, пирамида, то ли зарядка, то ли йога с шариками, ритм с булавами. Вот уж где волшебство - удержать их нужно то на ладони, то на носу, а потом раскрутить на полу, и, послушная, она снова повернется к тебе нужным концом. Ап - и группы меняются местами. Дети сосредоточены, взрослые визжат. Важно поймать баланс, отпустить голову и зарядиться энергетикой цирка.
София КРЫЛОВА в цирке уже около 10 лет. Она как раз из той, хулиганской части проекта. Теперь она профессиональная артистка. О жизни до рассказывает просто: семья была на учете как неблагополучная, в качестве реабилитации предложили участие в таком необычном проекте.
- Это колоссально изменило мою жизнь. Вместо того чтобы ходить пить пиво за гаражи с друзьями, я бежала в цирк, - рассказывает София. - Я выросла эмоционально. Друзья теперь говорят, даже старше своих лет. Возможно, потому, что в цирке довольно разный круг общения. И ты очень растешь.
В планах у неформальных циркачей поделиться опытом с казахстанскими коллегами в работе с трудными подростками и детьми с особенностями развития.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы