Мечты товарища Сухова
Сергей Сергеевич любит именно так представляться - товарищ СУХОВ. Фамилия звучная, связанная с кино, как и вся его жизнь. Легендарный кинооператор легко загибает пальцы, рассказываяо своих мечтах. Все они тоже про кино.
Биография у него удивительная. Отец - выпускник первого вгиковского факультета художников кино. Того самого, что открылся незадолго до начала Великой Отечественной, когда актеров еще называли смешным словом “натуралисты”.
- Мой папа был постарше остальных, и его назначили старостой группы, - рассказывает Сергей Сергеевич. - Когда началась война, студентам и педагогам дали бронь и отправили в Алматы. Они добирались до нового места проживания и учебы целый месяц, потому что пропускали поезда, идущие на фронт. Путешествовали по-спартански: на платформы погрузили троллейбусы, а уже в них располагались студенты ВГИКа. У отца явно была административная жилка, поэтому он занимался организационными моментами. В 1943 году папа получил диплом, причем подписывал его Эйзенштейн. А я родился в Алматы в 1948 году.
- Вы знаете столько историй про ту легендарную эпоху!
- Именно поэтому я и мечтаю о большом совместном казахстанско-российском проекте: или двухсерийный фильм, или целый телесериал про жизнь в эвакуации. Это было потрясающее время, когда АУЭЗОВ пил чай с ПАУСТОВСКИМ, ТАЖИБАЕВ приглашал в гости ЗОЩЕНКО. В каждой казахской семье были или гости, или постояльцы. Одних только кинематографистов было эвакуировано 5000 человек! Галина ВОЛЧЕК рассказывала, как проходило здесь ее детство: друзья звали ее посмотреть, как ЦЕЛИКОВСКАЯ лежит в гробу, изображая умершую царицу в “Иване Грозном”, но она предпочитала прокатиться на танке с Николаем КРЮЧКОВЫМ. Студенты подрабатывали, разбиваясь на группы: часть собирала яблоки и спускала по горной речке, часть принимала урожай, а третья часть продавала их на Зеленом базаре. Вы представляете, какая из этого может получиться картина? Это было очень любопытное и насыщенное время. Я веду переговоры с Москвой, вот планирую весной туда поехать.

Это первая важная мечта товарища Сухова, вторая - добиться, чтобы в родном городе, на родной студии имени Шакена Айманова появился музей кино. И не как сейчас - переоборудованный под него павильон, в который просто так с улицы не попадешь, а настоящее отдельное здание, красивое и современное, в которое мог бы прийти каждый и проследить историю телевидения, кино и фотографии нашей страны.
Кстати, идею с музеем руководство киностудии “Казахфильм” уже поддержало и даже пообещало в ближайшее время воплотить эту идею. За наполнением дело не станет. Оказывается, киношники те еще скопидомы, любят собирать памятные предметы. Например, у Сергея Сергеевича хранится несколько сотен предметов и несколько тысяч документов, которые он готов передать в фонд будущего музея. В том числе камчу Айманова и массу удивительных раритетов.
- Совершенно случайно я даже нашел здесь, на территории студии, всю техническую документацию по строительству этого комплекса, которую долго считали утерянной! Она очень нужна, поскольку планируется модернизация. Среди моих раритетов есть рулетка, которую я в шутку называю “рулеткой Люмьера”. Раньше же вручную измеряли расстояние от камеры до лица актера. Она французского производства и попала сюда как раз в то время, когда сюда были эвакуированы кинодеятели.
- А нынешний музей не вместит эти экспонаты?
- То, что мы видим сейчас, - по большому счету, не музей. Я бывал в музеях кино в Париже, Москве, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Китайцы построили огромный музей. А мы чем хуже?!
Ну и третья мечта товарища Сухова - это чтобы ни один казахстанский кинематографист, принимавший участие в Великой Отечественной войне или погибший на фронте, не был забыт… Этой осенью Сергей Сухов добился, чтобы на памятной стеле центральной аллеи студии были выгравированы фамилии погибших на фронте операторов. Но помнить надо обо всех, кто уходил на войну, считает Сергей Сергеевич.

О мечтах он рассказывает увлеченно и с удовольствием, а про собственную жизнь особо распространяться не любит, чтобы не получилось, как будто хвастается. Но биография у оператора впечатляющая. Сергей получил диплом журналиста, а потом уже точно решил, что хочет работать в кино. Конечно, папа воспользовался связями и… определил парня дольщиком. Это самая нижняя ступенька в кинокарьере, почетная обязанность двигать кран с камерой.
- Я сразу попал на съемки фильма “Конец атамана”. Но для себя понял, что игровое кино мне не нравится. Скучно - все время на одних и тех же локациях, другое дело - документальные ленты! Поэтому и перешел в кинохронику. Проделал весь путь от ассистента оператора до специалиста высшей категории. Это сейчас все просто - взял в руки камеру, и ты уже оператор, а тогда надо было доказывать, что ты можешь, категории утверждали не просто так. Зато сбылась моя мечта, много чего видел в своей жизни.
- И при этом много раз рисковали ею!
- У нас были ограниченные возможности, не то что сейчас, когда есть любая техника, дроны. Тогда, например, если я решил, что мне нужен кадр, как скорая помощь несется по городу, причем снятый через мигалку машины, то меня привязывали позади этой мигалки и в таком виде ехали, еще просил, чтобы подинамичнее все происходило. Или была еще картина “Сцена у фонтана”, это не о том, о чем вы думаете, это про то, как тушили горящий нефтяной фонтан на “Тенгизе”. Дело было в 1985 году. Из Волгограда вызвали танки, чтобы отстрелить фермы - железные конструкции - и дать возможность факельщикам - специализированным пожарным - подойти ближе к трубе, из которой на высоту 1809 метров изрыгался огонь. Я представил себе красивый кадр, снятый из-под трубы. Там, правда, температура была около 80 градусов, но меня и камеру одели в отражающий тепло костюм. Но он не сильно спасал, брови я тогда подпалил и руку обжег. А кадр мне не понравился, в итоге я это по-другому сделал. Еще раз как-то снимали вид сверху на дельтаплане, полетели с инструктором. Вдруг я слышу какой-то странный звук - пропеллер начинает сбоить, а затем и вовсе останавливается. Хорошо, что не было ветра и мы спланировали, а могли навернуться.
- А на пенсию не собираетесь?
- Какая пенсия?! Мне интересно что-то делать, я и не смогу все время просто отдыхать. Так что буду воплощать мечты.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО