2259

Мечты товарища Сухова

Сергей Сергеевич любит именно так представляться - товарищ СУХОВ. Фамилия звучная, связанная с кино, как и вся его жизнь. Легендарный кинооператор легко загибает пальцы, рассказываяо своих мечтах. Все они тоже про кино.

Мечты товарища Сухова

Биография у него удивительная. Отец - выпускник первого вгиковского факультета художников кино. Того самого, что открылся незадолго до начала Великой Отечественной, когда актеров еще называли смешным словом “натуралисты”.

- Мой папа был постарше остальных, и его назначили старостой группы, - рассказывает Сергей Сергеевич. - Когда началась война, студентам и педагогам дали бронь и отправили в Алматы. Они добирались до нового места проживания и учебы целый месяц, потому что пропускали поезда, идущие на фронт. Путешествовали по-спартански: на платформы погрузили троллейбусы, а уже в них располагались студенты ВГИКа. У отца явно была административная жилка, поэтому он занимался организационными моментами. В 1943 году папа получил диплом, причем подписывал его Эйзенштейн. А я родился в Алматы в 1948 году.

- Вы знаете столько историй про ту легендарную эпоху!

- Именно поэтому я и мечтаю о большом совместном казах­станско-российском проекте: или двухсерийный фильм, или целый телесериал про жизнь в эвакуации. Это было потрясающее время, когда АУЭЗОВ пил чай с ПАУСТОВСКИМ, ТАЖИБАЕВ приглашал в гости ЗОЩЕНКО. В каждой казахской семье были или гости, или постояльцы. Одних только кинематографистов было эвакуировано 5000 человек! Галина ВОЛЧЕК рассказывала, как проходило здесь ее детство: друзья звали ее посмотреть, как ЦЕЛИКОВСКАЯ лежит в гробу, изображая умершую царицу в “Иване Грозном”, но она предпочитала прокатиться на танке с Николаем КРЮЧКОВЫМ. Студенты подрабатывали, разбиваясь на группы: часть собирала яблоки и спускала по горной речке, часть принимала урожай, а третья часть продавала их на Зеленом базаре. Вы представляете, какая из этого может получиться картина? Это было очень любопытное и насыщенное время. Я веду переговоры с Москвой, вот планирую вес­ной туда поехать.

Это первая важная мечта товарища Сухова, вторая - добиться, чтобы в родном городе, на родной студии имени Шакена Айманова появился музей кино. И не как сейчас - переоборудованный под него павильон, в который просто так с улицы не попадешь, а настоящее отдельное здание, красивое и современное, в которое мог бы прийти каждый и проследить историю телевидения, кино и фотографии нашей страны.

Кстати, идею с музеем руководство киностудии “Казахфильм” уже поддержало и даже пообещало в ближайшее время воплотить эту идею. За наполнением дело не станет. Оказывается, киношники те еще скопидомы, любят собирать памятные предметы. Например, у Сергея Сергеевича хранится несколько сотен предметов и несколько тысяч документов, которые он готов передать в фонд будущего музея. В том числе камчу Айманова и массу удивительных раритетов.

- Совершенно случайно я даже нашел здесь, на территории студии, всю техническую документацию по строительству этого комплекса, которую долго считали утерянной! Она очень нужна, поскольку планируется модернизация. Среди моих раритетов есть рулетка, которую я в шутку называю “рулеткой Люмьера”. Раньше же вручную измеряли расстояние от камеры до лица актера. Она французского производства и попала сюда как раз в то время, когда сюда были эвакуированы кинодеятели.

- А нынешний музей не вмес­тит эти экспонаты?

- То, что мы видим сейчас, - по большому счету, не музей. Я бывал в музеях кино в Париже, Москве, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Китайцы построили огромный музей. А мы чем хуже?!

Ну и третья мечта товарища Сухова - это чтобы ни один казахстанский кинематографист, принимавший участие в Великой Отечественной войне или погибший на фронте, не был забыт… Этой осенью Сергей Сухов добился, чтобы на памятной стеле центральной аллеи студии были вы­гравированы фамилии погибших на фронте операторов. Но помнить надо обо всех, кто уходил на войну, считает Сергей Сергеевич.

О мечтах он рассказывает увлеченно и с удовольствием, а про собственную жизнь особо распространяться не любит, чтобы не получилось, как будто хвастается. Но биография у оператора впечатляющая. Сергей получил диплом журналиста, а потом уже точно решил, что хочет работать в кино. Конечно, папа воспользовался связями и… определил парня дольщиком. Это самая нижняя ступенька в кинокарьере, почетная обязанность двигать кран с камерой.

- Я сразу попал на съемки фильма “Конец атамана”. Но для себя понял, что игровое кино мне не нравится. Скучно - все время на одних и тех же локациях, другое дело - документальные ленты! Поэтому и перешел в кинохронику. Проделал весь путь от ассистента оператора до специалиста высшей категории. Это сейчас все просто - взял в руки камеру, и ты уже оператор, а тогда надо было доказывать, что ты можешь, категории утверждали не просто так. Зато сбылась моя мечта, много чего видел в своей жизни.

- И при этом много раз рисковали ею!

- У нас были ограниченные возможности, не то что сейчас, когда есть любая техника, дроны. Тогда, например, если я решил, что мне нужен кадр, как скорая помощь несется по городу, причем снятый через мигалку машины, то меня привязывали позади этой мигалки и в таком виде ехали, еще просил, чтобы подинамичнее все происходило. Или была еще картина “Сцена у фонтана”, это не о том, о чем вы думаете, это про то, как тушили горящий нефтяной фонтан на “Тенгизе”. Дело было в 1985 году. Из Волгограда вызвали танки, чтобы отстрелить фермы - железные конструкции - и дать возможность факельщикам - специализированным пожарным - подойти ближе к трубе, из которой на высоту 1809 метров изрыгался огонь. Я представил себе красивый кадр, снятый из-под трубы. Там, правда, температура была около 80 градусов, но меня и камеру одели в отражающий тепло костюм. Но он не сильно спасал, брови я тогда подпалил и руку обжег. А кадр мне не понравился, в итоге я это по-другому сделал. Еще раз как-то снимали вид сверху на дельтаплане, полетели с инструктором. Вдруг я слышу какой-то странный звук - пропеллер начинает сбоить, а затем и вовсе останавливается. Хорошо, что не было ветра и мы спланировали, а могли навернуться.

- А на пенсию не собираетесь?

- Какая пенсия?! Мне интересно что-то делать, я и не смогу все время просто отдыхать. Так что буду воплощать мечты.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть